Одно из самых заметных осенних мероприятий, проводящихся усилиями Российской ассоциации рекламных агентств, - презентация фестиваля Каннские Львы (Cannes Lions) в Москве - на этот раз обошлось без особого внимания столичного рекламного бомонда.
Многие дипломы конкурса Львенок, традиционной составляющей каннского действа в Москве, так и не нашли своих хозяев в зале. Возможно, виноват в этом дождь. Или попросту когда-то привлекательная перспектива совместного просмотра, обсуждения и общения уже не является таковой: те же люди, те же мнения - на это нет времени. Основной пик разговоров и обсуждений приходится, естественно, на лето, когда и проходит фестиваль в Каннах. Владимир Евстафьев возвращается оттуда с заготовками на целый год вперед, возвращаются и наши работы, как правило, не отмеченные членами международного жюри. Разговоры затихают, и начинается период летней рекламной консервации. За лето мы, вдохновленные и огорченные, набираемся сил. И приходим, спокойные и хладнокровные, ведь дело было теперь уже давно, посмотреть на классику - такова традиция, закрепленная и поддерживаемая РАРА.
На разогреве
Для вручения дипломов профессионального жюри Российской ассоциации рекламных агентств на сцену был приглашен Владимир Жириновский, поздравивший всех присутствующих с успехом, который, по мнению политика, заключается в том, что реклама заставила всех копить деньги. В качестве «главного врага рекламы пива» был приглашен главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, выступивший с весьма приветливой речью, итогом которой стал призыв к сотрудничеству в области социальной рекламы. Ведущий церемонии Сергей Новожилов и Дмитрий Чернышенко, возглавивший жюри конкурса, готовы были в любую минуту прийти на помощь друг другу и встать, если понадобиться, меж двух огней: например, рекламным сообществом и главным врачом, или сдержать словоохотливость профессионального политического оратора.
Приз зрительских симпатий «Львенок'2002» в этом году достался агентству NFQ за ролик для пива «Красный Восток» (метаморфозы девушек, моющих окна кафе: из «золушек» в стрептизерши и обратно). Доступность образного языка, легкий юмор был признан оптимальным сочетанием для успеха. Видимо, там оказалось все, что нравится: и красивые девушки - для мужской аудитории, и молодой человек, оказавшийся в глупой ситуации - для женской.
Второй львенок достался рекламному агентству «Приор» за ролик «Ковбой» для газеты «Экстра-М». Типичный ландшафт страны Marlboro, ковбой, достающий из одинокого и ветхого почтового ящика газету Экстра М, слоган: «Теперь и в Подмосковье». Причина успеха, скорее всего, в игре на патриотических чувствах: согласитесь, приятно хоть на миг скинуть этого ковбоя с коня!
Урок 2002
Теперь о «львах», представленных в зверином количестве, не адаптированных, а ведь все мы привыкли к мягкотелым и беззубым вариантам. Не всегда понятная интрига сюжетов, развязка, после которой вздрагиваешь от неожиданности с мыслью: «А при чем здесь шоколадка?» Все это затрудняет просмотр для российского зрителя, привыкшего созерцать рекламируемую марку товара с первых кадров ролика. Действительно, общее впечатление таково, что уж слишком изощряются герои Cannes Lions в прокладывании обходных путей, не протоптанных конкурентами, и уж слишком отдаляются они, таким образом, от пункта назначения. Приведу несколько примеров, которые, на мой взгляд, являются типичными для большинства роликов Cannes Lions 2002.
Пример №1 «Football baby» для «Stratos» (шоколад), Бронзовый лев, агентство New Deal DDB A.S., Осло. Мальчик, один на поле, пытается играть в футбол, забивает мячи в пустые ворота, обыгрывает невидимых игроков при штурме ворот воображаемого противника. Ему надоедает, он идет домой, варит макароны, достает белую скатерть, сервирует стол по всем правилам на две персоны, открывает бутылку вина. Появляются родители, ошеломленные, садятся за стол. Они удивляются еще больше, когда ребенок изъявляет желание пойти спать. Сцена с ужином заканчивается в больнице - после праздника, устроенного сыном родителям, у него родился маленький братик. В больнице мальчик ведет себя также непредсказуемо: в колыбельку к новорожденному он кладет футбольные бутсы. Становится понятно, зачем он провернул дело с ужином - теперь ему будет с кем играть в футбол. Удовлетворенный, он достает шоколадку, которая и послужила причиной создания ролика.
Пример №2: «Gourd» («Экзотический фрукт») для Land Rover, Бронзовый лев, Rainey Kelly Campbell Roalfe/ V&R, Лондон. Молодой человек приходит в гости к девушке, квартира наполнена экзотическими предметами африканского происхождения. Пока она на кухне - он внимательно рассматривает их, подходит то к одной, то к другой полке, вертит в руках маски, украшения, музыкальные инструменты. Один особенно его заинтересовал - по виду напоминающий охотничий рог. Пока молодой человек извлекает звуки из африканского рожка, его взгляд останавливается на фотографии - его подруга в окружении мужчин африканского племени, из одежды на них только этот рожок, который служит нижним бельем. В момент озарения появляется подруга. Тут в кадре и возникает главный виновник торжества - английский внедорожник.
Больше не имеет смысла пересказывать то, что нужно смотреть. Но впечатление после просмотра всех роликов устойчивое: те, кто делают такую рекламу, хотят удивить неожиданностью присутствия в ролике именно этого товара, то есть непредсказуемостью концовки, когда и появляется сам бренд. Юмор в ролике, да и сам ролик, кажется импровизацией, то есть самой яркой частью музыкального произведения, а все, что связано с маркой товара, давно потерянной опорной мелодией.
Есть ролики, и их немало, не вызывающие вопросов. К таковым относится большая часть социальной рекламы, ее специфика сама по себе предопределяет простор и размах креативности. Да к тому же и завидные бюджеты, которые выделяются там на общественные нужды, расширяют возможности для воплощения самых разных идей. Очень актуальная автомобильная тематика с блеском раскрыта в роликах Heaven can wait («Небеса подождут») для Dexia/Kanal 2, Duval Guillaume, Брюссель; Consequences («Последствия») для Land Transport Safety Authority, Clemenger BBDO; Safety bell («Ремень безопасности») для Waitakere City Council, Young &Rubicam, Окленд. А также вопросы насилия, в которых так просто разобраться стороннему наблюдателю и так сложно человеку, напрямую с ним соприкоснувшимся, в роликах Cartoon («Мультик») - удачное соседство анимации и видео, Saatchi&Saatchi, Лондон; One in four («Каждая четвертая») - каждая четвертая женщина в Великобритании страдает от грубого отношения мужчин, что очень наглядно продемонстрировало агентство Rainey Kelly Campbell Roalfe/ V&R, Лондон.
Все хорошее, как известно, заканчивается, и заканчивается лучшим. Гран-при фестиваля - Tag («Салки») для Nike, Wieden&Kennedy, США. Ролик также получил несколько специальных призов. Здесь излишне какая-либо критика или, наоборот, похвала - Nike может заставить не только город, но и всю страну играть в салки. И эта игра будет называться Nike - такова привилегия только мировых брендов просто показывать жизнь, ведь сам бренд является ее неотъемлемой частью.
Этим и завершился еще один курс новейшей истории зарубежной рекламы.
Дипломы профессионального жюри Российской ассоциации рекламных агентств из рук председателя секции TV Production (РАРА) Дмитрия Чернышенко и Владимира Жириновского получили:
«За режиссуру» - РА Ark Thompson за рекламу Brook Bond, ролик «Awaking»;
«За оригинальное визуальное решение» - РА Ark Thompson за рекламу Brook Bond, ролик «Choicest»;
«За лучший promo ролик» - РА «Приор» за кампанию Лотереи Автоваз, ролик «Мама и сын»;
«За Happy end в рекламе» - РА Leo Burnet & Moradpour Moscow за рекламную кампанию радиостанции «Европа плюс» 2002;
«За народность в рекламе» - КГ «Максима» за ролик «РОСНО»;
«За стильность в рекламе» - РА D'ARCY за кампанию TWIX, ролики «Сережки», «Плитка»;
«За дружбу народов» - РА D'ARCY за ролик TWIX «Юбилей»;
«За лучшие спецэффекты» - РА «Бегемот» за рекламный ролик пива «Доктор Дизель»;
«За лучший рекламный образ 2001 года» - Кантееву Андрею за ролик «Сериал».
Комментарий
Новое сообщение