На сегодняшний день все телефонные аппараты сотовой связи оснащены функцией приема и отправки SMS (Systems Management Server) сообщений. Поэтому служба коротких текстовых сообщений становится самой обширной платформой для прямого доступа к потребителям.
Владельцы сотовых телефонов всего мира ежемесячно отправляют 5,4 млрд. SMS-сообщений (источник: Logica), так как это один из самых простых и недорогих способов коммуникации. Это и привлекает рекламистов, маркетологов и специалистов по связям с общественностью к изучению интерактивных возможностей коротких SMS.
В мировой практике зафиксировано несколько способов эксплуатации возможностей SMS. Во-первых, это прямая рассылка рекламных сообщений компанией-заказчиком на номера абонентов сотовой связи. Речь идет о так называемом SMS-спаме, этичность которого сейчас подвергается сомнению в широких СМИ. Во-вторых, интересны возможности SMS конкурсов, требующие от участников определенной доли эрудиции и возможностей искать необходимую информацию. Наконец, речь пойдет об SMS-розыгрышах, отличающихся простотой и широкими возможностями в плане охвата целевой аудитории.
Исследовательская группа Netsurvey и маркетинговая компания Mediatude опросили 5000 абонентов сотовой связи. Им были отправлены новостные и информационные SMS-рассылки с присоединенной к ним рекламой. Пятая часть группы потребителей ответила на вопросы; 76% из них подтвердили, что считают SMS-рассылки полезными, в том числе и с рекламой. Именно на эту аудиторию, давшую добровольное согласие на получение рекламных SMS сообщений, и рассчитана прямая рассылка.
Эффективность SMS-рекламы существенно выше эффективности традиционных методов рекламы. Статистика показывает, что, потратив, например, $70000 на кампанию прямой рассылки, достигается 85000 потребителей и отклик составляет 1,5%. В случае же рассылки рекламных SMS, потратив те же $70000, охватывают 230000 человек, и число ответивших потребителей может достигать 20% в случае точного подбора аудитории.
Несомненным преимуществом SMS-рекламы является то, что она может быть передана на мобильный телефон получателя, как самостоятельное сообщение, так и в дополнение к информации, на которую мобильный абонент ранее подписался, например, информационные рассылки. Во втором случае рекламодатель воспринимается как спонсор полезной информации, и воздействие его рекламы на потребителя, по идее, должно быть выше. Рекламные SMS-рассылки дают гораздо более высокую частоту прочтения и процент ответных действий, чем традиционные и онлайновые виды рекламы.
Проведение конкурсов через SMS является вполне современным инструментом привлечения внимания к продукту или услуге. Как и в обычном конкурсе, здесь необходимо ответить на какой-либо вопрос и отправить ответ, но используя SMS. Через SMS можно объявить конкурс на название марки, слоган и даже логотип. Главное, на что ориентирован этот способ - пробудить желание у участника что-то сделать для компании-организатора, проявить личную инициативу и раскрыть свои таланты. А в случае с ответами на вопрос конкурса - проявить эрудицию и обратиться к первоисточнику, например, зайти на электронную страницу компании, прийти на выставку, позвонить по горячей линии. Для того чтобы участвовать в SMS конкурсе Би Лайн GSM, например, нужно было подписаться на канал «Гуляй, Москва!»
SMS-конкурс также пользуется преимуществами viral marketing. То есть процесс передачи информации напоминает геометрическую прогрессию: владелец мобильного телефона узнает об условиях конкурса, отправляет SMS, рассказывает об этом своим друзьям, те - своим знакомым и так далее по цепочке. Именно поэтому можно охватить значительную целевую аудиторию.
Эффективность рекламы в SMS-розыгрыше
Что же касается SMS-розыгрыша, то главной задачей компании-организатора становится мотивация потребителя самостоятельно отправить сообщение, чтобы участвовать в розыгрыше заявленных призов. Абоненту достаточно набрать на сотовом телефоне определенное сообщение, например, «Bacardi Taste of Passion» и отправить его на определенный номер. С этого момента он становится участником SMS-розыгрыша. Этот способ активно использовался компаниями за рубежом, в Россию же SMS-розыгрыш пришел только в этом году и был приурочен к серии тематических вечеринок Bacardi в московских ночных клубах.
Среди главных преимуществ SMS-розыгрыша можно назвать укрепление обратной связи с потребителем через SMS, так как абонент, как правило, набирает в сообщении название бренда или продукта. Плюс заключается и в том, что интерактивное поле SMS участия приводит покупателей на сайт, повышая тем самым посещаемость интернет страницы компании-заказчика. Розыгрыш охватывает значительную аудиторию: только в Москве в рамках одной акции было охвачено более трех тысяч абонентов сотовой связи, а в мировой практике эта цифра доходила до полумиллиона! И все эти люди собственноручно набрали на своем дисплее название бренда или компании-организатора. Отдача при этом максимальна. К тому же к концу розыгрыша у компании-заказчика формируется база данных владельцев телефонов, которые проявили внимание к бренду, участвуя в розыгрыше.
Основой успеха SMS-розыгрыша является эффективная реклама номеров, на которые участник розыгрыша должен отправить сообщение. Наряду с использованием человеческого общения (промоутеры) и печатной рекламы (открытки), не стоит упускать из вида такой мощный инструмент донесения информации о розыгрыше, как интернет. Например, для проведения SMS-розыгрыша в Москве и Московской области идеально походят сайты http://www.afisha.ru/, http://www.moscowout.ru/, или любая поисковая система, аудитория которой представляет собой, в среднем, 50 тысяч посетителей в день (http://www.lycos.ru/, http://www.yandex.ru/). Размещение виртуальной кнопки розыгрыша Bacardi на сайте www.afisha.ru имело даже большую отдачу (приблизительно на 20 %), чем работа промоутеров, хотя и стоит это немного дороже. Посетителей сайта, согласно опросу, в SMS-розыгрыше больше всего привлекает эксклюзивность призов, их стоимость и простота участия.
В Британии исследованиями возможностей коротких SMS-сообщений занимается маркетинговая компания The Mobile Channel, в Швеции - исследовательская группа Netsurvey и маркетинговая компания Mediatude. В России первооткрывателем в использовании SMS-розыгрыша как эффективного инструмента маркетинга и PR стало рекламное агентство Vista-Group. Этими услугами в мире уже воспользовались British Airways, Coca-Cola, Red Bull, и Bacardi в России. Таким образом, можно констатировать, что короткие SMS-сообщения открывают новые горизонты для сближения с потенциальными потребителями и диктуют новые условия в области маркетинговых исследований и рекламных находок.
На представленном графике отражено соотношение рекламных инструментов, использованных агентством Vista-Group в проведении SMS розыгрыша Bacardi (март-июнь, 2002).
Читайте также
Специфика правового регулирования sms-лотереи
Мобильный маркетинг на службе у производителей крепких алкогольных напитков
Комментарий
Новое сообщение