Современное общество можно с уверенностью определить как общество информационных технологий, развивающихся и внедряющихся в различные сферы жизни с огромной скоростью. Основой перемещения массивов информации являются телекоммуникационные системы. Вместе с тем в правовом пространстве России на сегодняшний день отсутствует какое бы то ни было специальное правовое регулирование в области современных телекоммуникаций.
Правовое регулирование телекоммуникационных услуг в сфере функционирования sms (short message service) осуществляется на уровне подзаконных актов, которые либо имеют лишь специальную ограниченную сферу применения (использование средств телекоммуникации, в том числе систем передачи информации путем sms, в оперативно-розыскной деятельности), либо не имеют нормативного характера. К первому виду относятся: Приказ Министерства РФ по связи и информатизации от 19 января 2001 года №5 «О технических требованиях сорм в российском сегменте системы глобальной персональной подвиж-ной спутниковой связи глобалстар» (под СОРМ понимается Система технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий) и Постановление Правительства от 12 февраля 1999 года № 168, связанное с вопросом обеспечения конфиденциальной связью органов государственной власти и военного управления Российской Федерации и расширения действующих систем сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM.
К актам второго типа следует отнести Концепцию развития в России систем сотовой подвижной связи общего пользования на период до 2010 года, одобренную решением Государственной комиссии по электросвязи от 29 ноября 2000 года № 19. Данная концепция носит информационно-прикладной характер и определяет общие направления правовой политики в области сверхскоростных (высокотехнологичных) телекоммуникационных технологий.
Данный акт приводит систематизацию различных современных телекоммуникационных систем. Системы сотовой подвижной связи принято подразделять на несколько поколений. К первому поколению относят аналоговые системы, действующие, как правило, в рамках национальных границ. Цифровые системы, охватывающие отдельные регионы земного шара, составляют класс систем второго поколения. Системы третьего поколения - это универсальные цифровые системы, действующие в глобальном масштабе и предоставляющие потребителям широкий набор высокотехнологичных услуг.
Настоящий период характеризуется повсеместным распространением систем второго поколения, постепенным свертыванием систем первого поколения и созданием фрагментов сетей третьего поколения. Так, например, в странах Западной Европы наряду с существенным годовым приростом числа абонентов цифровых сетей GSM наблюдается заметное сокращение числа абонентов аналоговых сетей. Появление отдельных элементов сетей третьего поколения связано в наши дни с предоставлением операторами сотовой связи доступа в интернет с мобильных телефонов.
О стандартах
На земном шаре развернуты и функционируют цифровые сети четырех видов: GSM, DAMPS (IS-54 и IS-136), PDC (Япония) и CDMA (IS-95). По состоянию на конец июня 1999 г. сети GSM действовали в 120 странах с общим числом 183,3 млн. абонентов; ежемесячный прирост составил 7,6 млн. абонентов. Сети DAMPS в двух своих разновидностях IS-54 и IS-136 созданы в 34 странах с общим числом 24,3 млн. абонентов; ежемесячный прирост составил 1,4 млн. абонентов. В Японии развернуты сети PDC с общим числом 42,3 млн. абонентов. Сети CDMA (IS-95) созданы в 12 странах с общим числом 31,5 млн. абонентов; ежемесячный прирост составил 1,5 млн. абонентов. Очевиден вывод, что по состоянию на 2005 год эти цифры возросли на несколько порядков.
В большинстве стран Европы проникновение подвижной связи, характеризуемое отношением числа подвижных абонентов к численности населения страны, составляет несколько десятков процентов, в скандинавских странах - 50-60%.
Огромный спрос в мире на услуги подвижной связи и впечатляющие успехи в области технологий радиопередачи, обеспечившие надежную связь со скоростями в несколько Мбит/с, привели к созданию систем третьего поколения. Исследование тенденций глобального рынка услуг подвижной связи, проведенное UMTS-форумом с учетом постепенного ввода услуг мультимедиа, показало, что в мире в 2000 году ожидается 426 млн. абонентов, в 2005 г. - 940 млн., а в 2010 - более 1,7 млрд.
О лицензировании и сертификации
Вместе с тем, следует помнить о том, что государственное регулирование в такой отрасли, как связь, в том числе и в сфере предоставления различного рода услуг сотовой связи (как голосовой, так и текстовой в виде sms), осуществляется через лицензирование данного вида деятельности, выдачу разрешений на использование полос (номиналов) радиочастот, сертификацию оборудования связи и установление порядка взаимодействия сетей различных операторов.
В настоящее время выдача лицензий на предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.98 N 552 «О введении платы за использование радиочастотного спектра» и с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 168 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.08.98 N 944».
Выдача лицензий на право предоставления услуг с использованием сетей связи третьего поколения (в диапазоне выше 1800 МГц) осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.98 N 578 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с предоставлением услуг сотовой радиотелефонной связи с использованием радиочастот».
К участию в конкурсе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, своевременно подавшие заявку на участие в конкурсе, представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении конкурса, и обеспечившие поступление в бюджет денежных средств, необходимых для участия в конкурсе, в установленный срок.
Прием заявок с прилагаемыми к ним документами начинается с даты, опубликованной в информационном сообщении, и осуществляется в течение не менее 25 дней. К заявке на участие в конкурсе прилагается запечатанный претендентом конверт, где находится информация о размере годовой платы, которую претендент готов уплачивать ежегодно в течение срока действия лицензии. Размер годовой платы, указанный претендентом, не может быть меньше размера стартового взноса, опубликованного в информационном сообщении о проведении конкурса. Этот стартовый взнос перечисляется на один из опубликованных в информационном сообщении счетов после подачи заявки. Платеж осуществляется в рублях.
Документами, подтверждающими поступление стартовых взносов на счета, открытые в соответствующих банках для приема этих средств, являются выписки со счетов. Выписки должны быть представлены в комиссию до момента признания претендентов участниками конкурса. Риск несвоевременного поступления средств на соответствующие счета несет претендент.
Юридические лица дополнительно представляют:
- заверенные в установленном порядке копии учредительных документов;
- информацию об аффилированных лицах претендента;
- письменное решение соответствующего органа управления претендента, разрешающее участие в конкурсе (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента).
К заявке прилагается подписанная претендентом опись представленных документов в 2 экземплярах, на одном из которых (остающемся у претендента) указывается номер заявки.
Претендент не допускается к участию в конкурсе в следующих случаях:
- представленные документы не подтверждают права претендента на участие в конкурсе в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
- представлены не все документы по перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении конкурса, либо они оформлены ненадлежащим образом;
- денежные средства поступили на счета, указанные в информационном сообщении о проведении конкурса, не в полном объеме или позднее установленного срока;
- внесение претендентом денежных средств осуществлено с нарушением требований;
- претендент или его аффилированные лица являются владельцами лицензии, действие которой распространяется на регион, где проводится конкурс, в то время как на конкурс поданы по крайней мере две заявки от других заявителей.
Указанный перечень оснований для отказа претенденту в допуске к участию в конкурсе является исчерпывающим.
Для определения победителя конкурса председатель комиссии вскрывает в присутствии членов комиссии и представителей претендентов конверты и оглашает предложенные размеры годовой платы.
Претендент, предложивший наибольшую годовую плату, признается победителем. При равенстве указанных в заявках сумм победителем признается претендент, подавший заявку раньше.
Государственное регулирование в области услуг сотовой связи заключается также в сертификации используемого оборудования. Сертификация является важным инструментом реализации технической политики в области связи и информатизации.
В соответствии с Законом «О связи» оборудование сотовых систем подвижной связи подлежит обязательной сертификации в системе сертификации «Электросвязь» Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. При этом признание сертификатов других стран осуществляется на взаимной основе в соответствии с соглашениями между администрацией связи России и администрациями связи этих стран.
Оборудование, применяемое на сетях сотовой подвижной связи России, в основном является импортным и произведено в соответствии с требованиями зарубежных стандартов. При этом сертификационные испытания оборудования проводятся с целью выяснения соответствия требованиям отраслевых нормативно-технических документов (НТД) - стандартов, иных норм, технических требований. Для гармонизации требований российских НТД с требованиями зарубежных стандартов необходимо сделать их аутентичные переводы на русский язык, придав им в установленном порядке статус официальных НТД Российской Федерации.
О частотах
В настоящее время в Российской Федерации для сетей сотовой подвижной связи общего пользования выделены соответствующие европейскому распределению полосы частот в диапазонах 400, 900 и 1800 МГц. Отдельно В диапазоне 800 МГц для этих сетей выделены полосы частот, соответствующие Району 2. В перспективе Россия должна ориентироваться на единую, разрабатываемую в рамках СЕРТ общеевропейскую таблицу распределения полос частот.
При назначении конкретных номиналов частот операторам сетей сотовой подвижной связи целесообразно предоставлять возможность гибкого частотно-территориального планирования сетей в пределах указанной территории, выделенных полос частот и других пространственно-энергетических ограничений при условии обеспечения межсистемной электромагнитной совместимости (ЭМС) радиоэлектронных средств (РЭС). В перспективе выделенные полосы (номиналы) частот при установленных ограничениях должны использоваться сетями сотовой подвижной связи на первичной основе.
На территории России в полосах частот 453-457,5 МГц / 463-467,5 МГц действуют аналоговые сети NMT-450, составляющие федеральную сеть СПС-450. Для обеспечения условий перехода к единой цифровой сотовой технологии и дальнейшего развития сетей с учетом предоставления услуг третьего поколения в необходимых случаях возможно выделение операторам таких сетей дополнительного радиочастотного ресурса в полосах частот, рекомендованных СЕРТ; при этом допускается создание многодиапазонных сетей.
Региональным сетям сотовой подвижной связи в России выделены полосы частот 824-834 МГц / 869- 879 МГц. Эти сети используют технологию AMPS/DAMPS, занимая в большинстве регионов России полосы частот шириной до (2x4) МГц; в некоторых регионах занята полоса шириной (2x7) МГц.
Для сетей сотовой подвижной связи стандарта GSM в диапазоне 900 МГц выделяются отдельные участки в полосах частот 890-915 МГц / 935-960 МГц в соответствии с национальной таблицей при условии обеспечения ЭМС с действующими РЭС воздушной радионавигации и посадки самолетов, а в диапазоне 1800 МГц - отдельные участки в полосах частот 1710-1785 МГц / 1805-1880 МГц в соответствии с решением ГКРЧ России при условии обеспечения ЭМС между сетями сотовой подвижной связи GSM и действующими радиорелейными линиями связи прямой видимости и РЭС другого назначения.
Процесс высвобождения необходимых полос частот для сетей GSM-1800 должен базироваться как на основе планового выведения из эксплуатации РЭС фиксированной службы по окончании амортизационного срока функционирования данных РЭС, так и на основе динамичного процесса перевода этих РЭС за счет привлечения инвестиций заинтересованных операторских компаний в другие диапазоны частот выше 11 ГГц.
Использование полос частот 1900-2025 и 2110-2200 МГц для систем подвижной связи третьего поколения возможно при условии высвобождения этих полос от использования РЭС фиксированной службы правительственного и гражданского назначения либо в случае обеспечения условий совместной работы при соблюдении необходимых частотно-территориальных разносов.
Уточнение условий использования радиочастотного спектра при создании и развитии сетей подвижной связи третьего поколения в отдельных регионах Российской Федерации должно осуществляться на основе разрабатываемых рекомендаций МСЭ, стандартов ETSI и национальных стандартов, а также на основе детальных исследований загрузки спектра.
В перспективе необходимо учитывать возможность задействования дополнительных полос частот расширения, определенных ВКР-2000, основываясь на реальном опыте эксплуатации сетей третьего поколения, а также обеспечить проведение исследований по обеспечению ЭМС и по проблемам высвобождения данных полос от РЭС существующих служб.
О перспективе
Вместе с тем, следует отметить, что российская правовая практика пока не сталкивалась с серьезными проблемами, требующими детализации правового регулирования в области телекоммуникаций. Однако в странах Западной Европы и в США данная проблема отсутствия правового регулирования на сегодняшний день стоит довольно остро. В частности, в последнее время активно обсуждается проблема sms-спама.
Британский независимый комитет по контролю стандартов телефонных и информационных служб (ICSTIS) за первое полугодие 2003 года получил более 3500 жалоб от абонентов сотовой связи, обслуживаемых различными британскими операторами, на sms-спам. (Данные приводятся в соответствии с информацией, размещенной на сайте www.cisco.com/go/mobile.) sms-спам сводится к отправлению абоненту сотовой связи сообщения с предложением позвонить по определенному номеру или отправить на определенный номер сообщение с целью получения какойбы то ни было информации. Одним из распространенных вариантов подобного рода сообщений является информирование абонента о выигрыше, который он может получить, позвонив по номеру или отправив сообщение. Как правило, стоимость звонка или сообщения является значительной, и абонент заранее не предупрежден о размере данной стоимости.
Есть основания полагать, что в ближайшем будущем Россия также может столкнуться с данной проблемой. В связи с этим о механизмах ее решения следует задуматься уже сейчас.
Читайте также
Имя собственное. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе
Комментарий
Новое сообщение