Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Свою интеллектуальную собственность нужно защищать

Удачные новые идеи в любой области всегда являются объектом копирования. Большинство рекламно-производственных компаний изо дня в день занимаются созданием и разработками оригинальных творческих и технологических решений и при этом зачастую плоды этой работы не рассматриваются как активы, которые необходимо охранять от посягательств третьих лиц. Между тем, защита объектов интеллектуальной собственности позволяет не только предотвратить ущерб от деятельности конкурентов или недобросовестных заказчиков, но и увеличить капитализацию предприятия-производителя рекламных идей и технологий. Что входит в понятие интеллектуальные активы и как их защищают, на эти и другие злободневные вопросы отвечает Наталия Тесакова, директор по развитию объединения патентных поверенных «Интеллект Патент».

- На практике у многих коммерческих компаний рождаются оригинальные рекламные и конструкторские идеи. При этом очевидно, что, защитив свою интеллектуальную собственность, компания-разработчик получает реальную возможность развивать данное направление в дальнейшем, не опасаясь ущерба от деятельности более предприимчивых и более оперативно действующих конкурентов. Насколько, по Вашему мнению, практика защиты собственных разработок в производстве рекламы приемлема для нашей страны и почему?

- Я не стала бы выделять производство рекламной продукции в некий обособленный сегмент российского рынка. То, что происходит с незаконным присвоением идей и разработок в этой области, в не меньшей степени характерно для любого творческого процесса в любой сфере. Какая, в сущности, разница, присвоен кем-то разработанный рекламной компанией слоган или сценарий мероприятия или присвоена научная и техническая разработка или дизайнерское решение? Права автора нарушены в любом случае. И с такими нарушениями нужно и можно бороться.

Несмотря на несовершенство российской законодательной базы, в РФ уже сложилась определенная практика защиты объектов интеллектуальной собственности. Это и судебная практика, и практика правоохранительная, и административная.

Применительно к рынку рекламной продукции имеет место явное отставание в осознании со стороны разработчиков оригинальных идей, конструкций и инноваций того факта, что свои права можно защитить. Производители на других рынках довольно активно и успешно пользуются услугами патентных поверенных для защиты интеллектуальных объектов своего бизнеса. Например, производители кондитерских изделий или вин, водки, табака давно уже защищают не только название своего изделия, но и цветовые гаммы этикеток, оригинальные формы и детали упаковок и т.п. Представители же рекламного рынка зачастую даже не рассматривают свои разработки как объекты, защита которых возможна и необходима. А если возникают случаи присвоения их разработок, либо избирают неправовые способы борьбы, либо вынуждены смириться, поскольку не умеют доказать свою правоту в законном порядке.

- Какого рода разработки, согласно российскому законодательству и действующим международным правовым актам, можно защитить патентом?

- Зачастую разработчики и производители рекламы не владеют инструментом регистрации и защиты своей интеллектуальной собственности и не представляют, какие именно объекты считать охраняемыми. При этом в данной сфере бизнеса присутствуют фактически все виды объектов интеллектуальной собственности. Мы можем разделить их на две основные группы.

Первая группа - объекты, права на которые возникают с момента их регистрации в форме свидетельства на товарный знак, патента на изобретение, промышленный образец или полезную модель. Правовое регулирование осуществляется Законом РФ «О товарных знаках...», «Патентным законом». Это могут быть оригинальные конструктивные разработки, дизайнерские разработки и т.п. Например, рекламная кампания может быть построена вокруг оригинальной бутылки или упаковки с применением звуковых, световых эффектов (сегодня существует немало зарегистрированных объектов такого рода). Рекламный слоган можно защитить как словесный товарный знак.

Вторая группа - это авторские произведения, права на которые возникают в силу факта создания произведения и в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве...» не требуют регистрации. Это слоганы, сценарии мероприятий, разработанные для конкретного клиента товарные знаки - одним словом то, что понимается как результат творческого труда автора.

И в том, и в другом случае правообладателю однозначно не следует полагаться на дружеские отношения или словесные гарантии заказчика, нужно тщательно фиксировать в виде определенного набора документов каждый шаг в создании и передаче заказчику той или иной разработки. Формы документов для этого разнообразны и суть их сводится к тому, чтобы в случае спора между разработчиком и заказчиком автор или коллектив авторов имели аргументированную доказательную базу, которая будет принята в судах, правоохранительных и административных органах.

- Если та или иная инновация защищена патентом, означает ли это, что правообладатель патента сам вправе решать, на каких условиях его разработкой могут пользоваться желающие?

- Защитив свое изобретение, полезную модель и т.п. путем ее регистрации в Роспатенте или зафиксировав свое авторское право набором правоподтверждающих документов, владелец объектов интеллектуальной собственности имеет возможность управлять их использованием по своему усмотрению. Например, выдавать исключительные или неисключительные лицензии на право использования своего ОИС. При этом размер вознаграждения за использование конкретного ОИС определяется правообладателем с учетом условий сегмента рынка, на котором используется данный ОИС. Размеры лицензионных вознаграждений обычно не превышают 5-7% от оборотов пользователя (лицензиата), но в практике могут выражаться в значительных суммах, поступающих владельцу ОИС (лицензиару) ежемесячно или с иной периодичностью.

- Каковы реальные сроки и расходы на получение патента на изобретение в нашей стране и каковы основные этапы этой процедуры?

Защита интеллектуальной собственности осуществляется различными способами, но без правоустанавливающих документов невозможно привлечь к ответственности нарушителя и прекратить выпуск контрафактной продукции.

Товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, изобретения регистрируются и патентуются Роспатентом; сроки регистрации и затраты различны. Например, патент на изобретение, промышленные образцы, полезные модели, оформляется в течение от года до пяти лет. Свидетельство на товарный знак оформляется в течение года. Точная стоимость затрат в каждом конкретном случае складывается из многих факторов и определяется индивидуально на основе разработанных пошлин и тарифов.

- Юридическая защита прав на торговую марку или даже имя компании - бесспорная необходимость. Какие существуют юридические инструменты для реализации подобного мероприятия? Сколько это стоит в среднем и сколько времени это может занять?

Защита прав на торговую марку (товарный знак) возможна только после регистрации товарного знака в Роспатенте. После этого правообладателю принадлежат эксклюзивные права на использование своего товарного знака в отношении тех товаров и услуг, для защиты которых данный товарный знак зарегистрирован на территориях стран, в которых произведена регистрация данного товарного знака.

В случае появления на данных территориях однородной продукции, маркированной тождественным или сходным до степени смешения обозначением, правообладатель вправе реализовать свое исключительное право, используя все механизмы юридической защиты, предоставляемые законодательствами этих стран. С позиции действующего законодательства такая продукция считается контрафактной.

В случае, если возможно установить происхождение контрафактной продукции, правообладатель может обратиться к системе судебной защиты, начиная с направления претензий или без таковых.

В случае, если установление происхождения контрафактной продукции невозможно, следует использовать ресурсы правоохранительных органов.

Затраты, возникающие в процессе защиты прав, как правило, окупаются в первом случае вместе с возмещением ущерба от действий контрафактчиков.

Во втором случае добиться прямого возмещения ущерба достаточно проблематично, но когда в результате произведенных действий с рынка исчезнет большая часть или вся контрафактная продукция, это само по себе серьезное вознаграждение правообладателю за проделанную работу.

В каждом конкретном случае схема действий отлична с учетом реальных условий, свойства и назначения продукции и т.д. Осуществляя подобные мероприятия, следует особо помнить о последовательности и своевременности своих действий и действий организаций, принимающих участие в установлении факта нарушения прав и его прекращения. Например, не имеет смысла в ряде случаев направлять формальную претензию нарушителю прав, не сформировав ту часть доказательной базы, формирование которой может существенно замедлиться или стать невозможным после направления претензий и обращения в соответствующие случаю инстанции.

- К каким последствиям может привести посягательство на чужой товарный знак, чужое имя компании или чужую интеллектуальную собственность, защищенную юридически? В каком порядке происходят подобные разбирательства, и компенсацию в каком объеме обычно (судя по прецедентам) может востребовать владелец патента с нарушителя?

- В части пресечения незаконного использования чужих объектов интеллектуальной собственности на сегодняшний момент существует ряд законодательных норм, предусматривающих достаточно суровые наказания для нарушителей. Статьи 146 и 180 УК РФ. Компенсация за нарушение авторских прав в размере до 5 млн. рублей.

- В какой мере компании, оказывающие юридические и консалтинговые услуги, способны сократить срок получения документов, защищающих авторские права разработчиков и/или торговые марки владельцев?

- Главная задача фирм патентных поверенных не столько сократить сроки получения документов, сколько с первых шагов работы с ОИС правильно, с учетом всех особенностей каждого конкретного случая оформить документы под конкретную ситуацию.

В варианте регистрации товарного знака оценить охраноспособность самого обозначения, проверить его на оригинальность и неповторяемость, правильно проклассифицировать заявляемое обозначение по видам деятельности, не упустив те виды деятельности, которые действительно необходимы в данном случае, и т.д.

В варианте патентования изобретения, полезной модели, промышленного образца - профессионально составить формулу изобретения (полезной модели), его описание и реферат, а также перечень существенных признаков промышленного образца и т.п.

В варианте регистрации авторских прав главная задача поверенного - подсказать автору правильный выбор компании, в которой автор намерен депонировать свое произведение и передать управление своими правами. В этом сегменте рынка, к сожалению, царит недобросовестная конкуренция, и нам приходилось уже не раз вмешиваться в необдуманно оформленные отношения, чтобы вернуть автору то, что у него фактически было отобрано путем хитроумно составленных документов.

Во всех случаях патентные поверенные призваны выстроить систему контроля сроков совершения установленных законодательством действий, порядка переписки с патентным ведомством, чтобы своевременно реагировать на запросы и уведомления экспертов Роспатента, не пропуская сроки, в течение которых возможны те или иные действия без риска потерять заявку по причине элементарного пропуска установленных сроков.

Сокращение сроков регистрации объектов интеллектуальной собственности возможно почти во всех случаях и один из значимых моментов для ускорения - правильно выдержанные сроки совершения необходимых действий, подачи установленных документов. При этом человек, не занимающийся профессионально данным вопросом, с почти 100%-й вероятностью пропустит такие сроки и либо будет вынужден восстанавливать их, уплачивая установленные тарифы, или потеряет возможность ускоренного получения документов, предусмотренных законом.

- Каковы основные и несомненные плюсы в юридической защите торговых марок, названий предприятий и собственных разработок для российских рекламно-производственных фирм в целом? И, соответственно, к каким нежелательным последствиям может привести отсутствие подобной защиты?

- Главное, что дает регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности - это возможность реально управлять правами на свои разработки, включая защиту от коммерческих подделок. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, профессионально введенные в хозяйственный оборот, приносят своему владельцу существенные доходы, препятствуют возникновению убытков от деятельности конкурентов. Объекты интеллектуальной собственности увеличивают капитализацию компании. Немалые прибыли приносят лицензии, предоставляемые на возмездной основе, а в случае появления нарушителей прав - только защищенные объекты интеллектуальной собственности позволяют бороться с нарушителями и возмещать ущерб, причиненный их действиями.

Напротив, компании, не защитившие свою интеллектуальную собственность, обречены делить рынок с компаниями-«двойниками». Вы можете вложить в раскрутку своего дела значительные средства и получить действительное признание партнеров и потребителей, а в один прекрасный момент получить претензию от сообразительного конкурента, зарегистрировавшего права на разработанный вами объект и теперь запрещающего вам выступать на рынке под «его» именем. Следует отметить, что такая ситуация тоже небезнадежна. Но процесс восстановления Ваших прав в этом случае потребует значительно больше времени и средств, чем изначальная грамотная регистрация.

Наталия Тесакова

Читайте также

В "Раше" только наши

Имя собственное. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе

Как судиться с прессой

Заклеймленные. Товарный знак и торговая марка 1

Как зарегистрировать товарный знак?

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: