Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Имя собственное. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе

В юридической практике существует такие понятия, как право на фирменное наименование и товарный знак. Когда создается или раскручивается та или иная музыкальная группа, желательно, чтобы псевдоним или популярное название было зарегистрировано в качестве товарного знака. Если это условие не выполняется, в дальнейшем обязательно возникнут юридические проблемы, и у создателя известности бренда, увы, не будет правовых инструментов воздействия на ситуацию.

Получайте права на названия музыкальных групп до их раскрутки

В советское время товарные знаки принадлежали всем и никому одновременно. Такая ситуация сложилась во всех областях производства, и шоу-бизнес не был исключением. Но в условиях рынка товарный знак - это всегда чья-то собственность. В 90-е годы, во время возрождения интереса к ретро-музыке, наиболее «предприимчивые» музыканты зарегистрировали известные названия ансамблей на себя, что неизбежно породило конфликты с другими участниками музыкальных групп. Надо сказать, что судебные споры за обладание той или иной маркой сложны и запутаны, ведь за время концертной жизни музыкальной группы в рамках бывшего СССР через него могло пройти 50-60 музыкантов, но далеко не все из них влияли на рост узнаваемости марки. Музыканты, которые в свое время внесли ощутимый вклад в рост популярности марки, сегодня, как правило, выясняют отношения друг с другом при помощи юристов и патентных поверенных.

До недавнего времени представители российского шоу-бизнеса не уделяли достаточного внимания охране прав на интеллектуальную собственность, что в итоге привело к целой череде споров между продюсерами и музыкантами, музыкантами и художественными руководителями о незаконном использовании брендов и творческих псевдонимов исполнителей.

Приведем примеры захвата популярных музыкальных брендов из опыта объединения патентных поверенных «Интеллект Патент». Патентным поверенным пришлось в течение почти года возвращать артистам ансамбля «Песняры» под управлением заслуженного артиста БССР Леонида Борткевича право использовать свое имя. После смерти основателя «Песняров» Владимира Мулявина Министерство культуры Белоруссии попыталось реформировать группу. Реформы начались с назначения нового художественного руководителя, угодного министерству, но абсолютно непопулярного среди артистов ансамбля, а завершились полной заменой состава группы. Музыканты - создатели марки покинули Белоруссию и совместно с предпринимателем из Зеленограда Дмитрием Кирьяновым создали на территории РФ одноименную компанию, контрольный пакет акций которой принадлежал художественному руководителю «Песняров» Леониду Борткевичу и артистам ансамбля, а остальные контролировал г-н Кирьянов. На эту компанию был зарегистрирован товарный знак «Песняры». Через некоторое время г-н Кирьянов, решивший, что гастролировать под брендом «Песняры» дело нехитрое, но заманчивое по доходности, подделал документы и сместил с должности генерального директора ООО «Песняры» Леонида Борткевича. В адрес руководителей концертных площадок полетели письма за подписью нового «послушного» генерального директора о том, что Леонид Борткевич и артисты его ансамбля не имеют права гастролировать и выступать с концертами как «Песняры». А по территории России начал гастролировать подконтрольный Кирьянову музыкальный коллектив под именем «Песняры». После полугода судебных процессов, понимая бесперспективность дальнейшего процесса, он попытался перерегистрировать марку «Песняры» на третью фирму, зарегистрированную им для данной цели. Уступка товарного знака была своевременно предотвращена. В течение 2005 года шли суды, патентные поверенные сумели доказать незаконность действий Кирьянова, и торговая марка была возвращена «Песнярам».

Еще одна история. На протяжении нескольких лет длилась тяжба за товарный знак «Ариэль». С марта 2006 года заслуженный артист РСФСР Валерий Ярушин, 19 лет возглавлявший ансамбль «Ариэль», получил легальную возможность заниматься концертной деятельностью под брендом «Ариэль». Краткая история марки такова. В 1970 году художественным руководителем малоизвестного тогда вокально-инструментального ансамбля «Ариэль» стал Валерий Ярушин. Он возглавлял группу 19 лет и ушел из ее состава в 1989 году после того, как музыканты решили, что у них должно быть шесть руководителей. В течение 15 лет ансамбль «Ариэль» занимал лидирующие места в музыкальных хит-парадах, завоевывал призы на российских и международных конкурсах. С 1970 по 2001 год ни у одного юридического или физического лица не было юридически закрепленного права на использование товарного знака «Ариэль» в концертной деятельности и звукозаписи. В 2001 г. Московская промышленная компания ЗАО «АриэльГрупп» зарегистрировала товарный знак «Ариэль» по ряду классов МКТУ и получила приоритетное право на его использование. С этого момента никто другой не мог использовать это обозначение на территории РФ в отношении товаров и услуг, для которых знак зарегистрирован, без согласования с правообладателем. В 2002 году на фоне зарегистрированного товарного знака «Ариэль» была произведена незаконная регистрация товарного знака «Ариэль» для трех музыкантов из Челябинска, работавших в «Ариэль» вместе с В.Ярушиным. Эта регистрация была использована для запрещения Валерию Ярушину вести концертную деятельность. В марте 2006 года руководство ЗАО «АриэльГрупп» - законные владельцы марки - приняли решение помочь Ярушину и в марте 2006 года подписали с ним договор о частичной уступке прав на использование товарного знака «Ариэль». С этого момента у Валерия Ярушина появилось юридическое право на использование марки в концертной деятельности.

По мнению патентного поверенного Сергея Шулова, бывшие советские бренды, в том числе музыкальные, создавались усилиями и талантом десятков людей. Поэтому простая человеческая справедливость предполагает, что музыканты, внесшие значительный вклад в популярность марки и настроенные активно заниматься концертной деятельностью, должны иметь такую возможность. Для этого им нужно научиться договариваться друг с другом, а юридическая справедливость должна базироваться на Законе, свободном от давления высоких покровителей и некомпетентности отдельных сотрудников, которые снижают репутацию патентного ведомства РФ взаимоисключающими решениями.

Как бороться с музыкальными двойниками?

Конечно же, регистрация товарного знака сама по себе не избавит от музыкальных подделок. Существует проблема музыкальных двойников, когда под видом одной группы по стране гастролирует совершенно другая и создает негативную репутацию реальным обладателям бренда. Для борьбы с этим явлением нужно подключать концертные площадки, вносить изменения в законодательство, создавать прецеденты совместной работы с органами власти на территории, где гастролируют музыкальные двойники. Например, «Интеллект Патент» предложил своим клиентам-музыкантам программу борьбы с двойниками. Для этого разработана обновляющаяся база концертных площадок России, система мер по взаимодействию с их владельцами, система быстрого (в течение нескольких часов) обнаружения незаконно гастролирующих двойников, система взаимодействия с Управлениями по борьбе с экономическими преступлениями МВД по случаям незаконного использования товарного знака музыкального коллектива. В случае нарушения прав законных владельцев музыкальных брендов патентные поверенные будут защищать их интересы в суде.

Под лозунгом «а мы чем хуже, мы тоже имеем отношение к названию» возникли многочисленные коллективы, которые незаконно пользуются марками «Веселые ребята», «Добры молодцы», «Песняры», «Лейся, песня» и другие. Потребители, введенные в заблуждение, перестали отличать оригиналы от подделок, репутация коллективов, имеющих право использовать полюбившиеся публике названия, оказались под угрозой.

«Законные владельцы брендов вкладывают деньги в рекламу, дорожат репутацией и не могут себе позволить выйти на сцену в нетрезвом виде и упасть с авансцены. Двойники, зачастую созданные бывшими техническими сотрудниками ансамбля, на концертах позволяют себе некорректное поведение, подрывая репутацию марки, не говоря уже о низком исполнительском уровне. Кроме всего прочего, двойники не вкладывают средства в раскрутку марки, поэтому имеют возможность снижать цены, делая нерентабельной концертную деятельность законных владельцев марки».

Артист вправе выступать перед публикой, если у него в трудовой книжке есть запись о принадлежности к вокально-инструментальному ансамблю. С одним большим но: выступать артист должен под своим именем, которое и должно быть написано на афише огромными буквами. А тот факт, что в таком-то году он числился в ансамбле «Лейся, песня», например, может быть написано мелким буквами, дабы не вводить потребителя в заблуждении о том, кто в момент выступления стоит на сцене.

Смысл закона «О товарных знаках» заключается в том, чтобы не вводить потребителей в заблуждение относительно производимых товаров и услуг. Поэтому только один владелец, имеющий регистрацию на товарный знак, может использовать его в своей концертной деятельности, если иное не оговорено в законном порядке. Все прочие могут или попробовать договориться с правообладателем о лицензии на использование товарного знака или отстаивать свои права на товарный знак в Роспатенте и суде, если есть юридические основания к подобным действиям.

Наталия Тесакова

Читайте также

В "Раше" только наши

Свою интеллектуальную собственность нужно защищать

Как судиться с прессой

Заклеймленные. Товарный знак и торговая марка 1

Как зарегистрировать товарный знак?

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: