Новые религиозные течения, хотя и присущи экономически развитым странам, особенно сильны в странах с нестабильной политической и экономической ситуацией. Это связано, прежде всего, с тем, что зачастую новые религиозные идеи приносят хорошую прибыль, и организации, проповедующие их, являются скорее настоящими финансовыми империями, чем простыми церквями.
Поэтому не удивительно, что за каждой более-менее распространенной в мире сектой стоят большие деньги. И религиозные идеи в настоящее время стали не только способом порабощения, но и возможностью феноменального обогащения. Религиозная идея превратилась в товар, который реализуют подобно всем другим товарам с целью получить прибыль либо материальную, либо идеологическую. Менее всего новые религиозные объединения интересует очищение нравов и духовное возрождение их последователей. Они действуют только с целью получить экономические и политические дивиденды. Недаром ортодоксальные религии, особенно христианство, вынуждены были занять оборонительные позиции против новых культов.
Секты, продвигая свои идеи, с самого начала пытаются вычислить потенциального адепта, потребителя товара, то есть религиозной идеи, пытаются выделить тот сегмент людей, который этим заинтересуется. Зачастую они находят таких людей в среде тех, кто недоволен ортодоксальной церковью или относится к ней равнодушно.
На сегодняшний день в Англии насчитывается около 2000 религиозных сект, в Бельгии - 100-150 (более 50 прихожан), в Дании - 300, в США - 3 тысячи (в сектах состоит от 3 до 20 миллионов человек), во Франции - свыше 800 религиозных объединений (А.А. Скородумов. Философия сектантства как социальное явление).
Сколько же их в нынешней России? После принятия в 1991 году нового Закона «О свободе совести и вероисповеданий» в Россию хлынул поток религиозных объединений, многие из которых на Западе запрещены, или их деятельность серьезно ограничивается законом. После перестройки все новое, особенно иностранное, западное воспринималось «на ура»; законодательство на этот счет не было отработано, православная церковь после семидесяти лет атеизма не смогла занять главенствующее положение в обществе; в душах людей, растерявших прежние идеалы и не приобретших новые, царили хаос и безнадежность.
Первые отрицательные последствия этого нашествия начали сказываться к 1993 году, когда появились пострадавшие от организаций «Белое Братство» и «Богородичный центр». И уже тогда многие столкнулись с проблемой неинформированности о деятельности подобных организаций местных властей городов, областей, а также руководства судебных органов, органов внутренних дел.
Число адептов различных сектантских движений в России не уменьшается. По далеко неполным данным выше 500 тысяч детей и миллиона юношей и девушек в возрасте от 18 до 25 лет находится под их влиянием.
Американский центр «Свидетелей Иеговы» активно приобретает недвижимость в разных странах мира, в том числе и в России. В 1995 году иеговисты за 850 тысяч долларов приобрели в Санкт-Петербурге огромное здание «Легбытхима». На берегу Финского залива, в живописном месте поселка Солнечное на участке в 6 га разместились офисы иеговистов, их типография, компьютерный центр.
Основатель и руководитель «Объединенной Церкви Муна» Сан Мен Мун является крупным собственником. Ему принадлежат банки, газеты, рыболовецкие флотилии, парфюмерные фирмы. Ближайшие сподвижники Муна владеют акциями таких крупных компаний, как «Боинг», «Макдоннелл-Дуглас», «Груман».
При всех разоблачениях, секты вербуют новых сторонников. Чем это объяснить? Американская телекомпания Си-би-эс проводит опрос общественного мнения. Оказывается, что самыми популярными программами считаются те, в которых выступает актер Телли Савалас, исполнитель роли полицейского лейтенанта Кождака, и баптистский проповедник Джерри Фэлуэлл. Казалось бы, между этими двумя телеперсонажами нет ничего общего. Однако, оба обязаны своим появлением на свет массовой культуре. Она создала им имиджи, сочинила внешне развлекательные, а, по сути, политические мифы, которые Савалас и Фэдуэлл транслируют по телевидению.
О религии на Западе любят говорить, что она не имеет никакого отношения к политике и бизнесу, ее не интересуют мирские дела. «Свидетели Иеговы» не раз подчеркивали свой нейтралитет в политической жизни. Они отказываются служить в армии, не признают никакого государственного устройства и верят в построение нового теократического государства. Но отказ иеговистов от службы в армии, пренебрежительное отношение к государственным символам не служит убедительным доказательством аполитичности этого движения. Ведь не секрет, что данная организация, возникшая в США в 70-х годах прошлого столетия, во время «охоты на ведьм» активно использовала антикоммунистическую пропаганду, и благодаря этому пользовалась большим авторитетом. В настоящее время она ведет активное наступление в России на православную церковь, тем самым стараясь привлечь к себе больше сторонников.
То же можно сказать и об «Объединенной Церкви Муна», которая привлекла к себе много людей одними только угрозами «призрака коммунизма». В «Божественных принципах» Сан Мен Муна говорится: «... феномен коммунизма есть не что иное, как современное повторение в мировом масштабе искушения убийством, совершенного Каином». Таким образом, изначально мунисты нашли свою стезю в том, что утверждали, будто сатана - это СССР. В этом они убеждали своих последователей. Но ни один из руководителей Церкви Единения не упоминает, что Церковь Муна финансировала антисандинистскую борьбу, что поддерживала немало диктаторских режимов, что многие ее члены сотрудничали или сотрудничают с западными спецслужбами.
Несколько мощных радиостанций транслируют проповеди основателя-распорядителя «Объединенной церкви - Института науки жизни» преподобного Айка. Радио не передает внешности. А она у Айка прямо-таки излучает процветание и благополучие. Не в суровой сутане является преподобный, а в костюме от модного портного. В руке у него не крест и не четки, а тросточка из слоновой кости с массивным золотым набалдашником. Пальцы унизаны перстнями. Имидж преуспевающего дельца как бы говорит всем, что добиться подобного положения чрезвычайно легко, стоит только вступить в данную церковь.
Печатная продукция «Свидетелей Иеговы» создает имидж благополучных, культурных, преуспевающих, довольных жизнью людей. Интересно, что на обложках брошюр люди изображены в одеждах серо-бело-коричневой гаммы цветов. Преобладают разные оттенки коричневого цвета, что свидетельствует о строгости, четкости, а также хорошей дисциплине в данной секте. Ведь оттенки коричневого лидируют среди цветов делового платья. Что касается белого цвета, то в Европе это цвет чистоты и молодости. Несомненно, он очень подходит для одежды членов подобной организации. Серый же цвет свидетельствует о своеобразной одинаковости людей, объединенных общей идеей, и отчасти уравненных перед лицом всесильного Иеговы.
Почти все деструктивные культы пользуются конфессиональной анонимностью и стремятся не раскрывать своей сущности, особенно при первой встрече. Вначале они предлагают вам какую-нибудь услугу: бесплатное изучение иностранного языка, Библии, психологии человеческих отношений. А потом, видя. что вы уже заинтересовались, начинают вводить вас в курс дела. Даже раздаваемая в метро или на улице литература имеет нейтральное название и содержание, например, «Книга для всех», «О чем говорит творец», «Утешение страдающим депрессией». Но в конце этих брошюрок обязательно написан адрес организации, куда вы можете обратиться, если хотите узнать об изложенном поподробнее.
Как показывает история, большинство людей идет в секты, чтобы получить ту долю внимания, тепла. любви. которой они лишены в жизни. Но то. что большинство лидеров сект вовсе не подвергают себя аскетизму и лишениям, действует отрезвляюще. Для того, чтобы не подвергать новых приверженцев разочарованию, цели и сущность сект полностью никогда не раскрываются. К ним подводят незаметно, исподволь, чтобы к тому времени, когда человек догадается, в чем дело, он уже не смог выбраться из секты.
Рекламные кампании по продвижению религиозных идей действуют безукоризненно. Религиозная идея - это товар, который проходит весь жизненный цикл, характерный для любого товара: разработка идеи, внедрение на рынок, рост, зрелость, сход и уход с рынка. Уход с рынка бывает по нескольким причинам:
- Секта теряет своего руководителя.
- Секта запрещается в странах, в которых действовала.
- Руководитель секты заработал достаточно денег, чтобы отойти от дел. Без своего идеолога секта постепенно себя изживает.
- Устаревает основная идея, на которой секта держалась.
Основой распространения религиозных идей является издание пропагандистских материалов. С того момента, как Сан Мен Мун приступил к завоеванию мира, он повторяет: «Третья мировая война началась, победа будет одержана на поле идей». Идеи формирует и пропагандирует пресса. Поэтому прежде, чем воспользоваться иными средствами распространения своих идей, секты делают ставку на прессу. Нет ни одной страны, где бы «Объединенная Церковь Муна», обладая даже минимальным влиянием, не издавала бы добротной ежедневной газеты или журнала с изложением точки зрения Семьи.
Известно издательство «Свидетелей Иеговы», которое распространяет литературу по всем миру и, в частности, в России. В нашу страну из-за рубежа тоннами беспошлинно поступает «иеговистская» литература.
Пока не прозвучали взрывы в токийском метро, большой популярностью в СМИ пользовалась японская секта «Аум-Синрикё». Она широко рекламировалась на радио «Маяк». В настоящее время на «Радио России» часто дается реклама «Центра Дианетики» или «Церкви Сайентологии». Представители разных религий имеют у нас частоты для вещания, например, евангелистские христиане, лютеранская церковь.
Однако, после нескольких громких процессов, когда секты подверглись разоблачению, сектанские движения стали применять другие способы распространения своих идей массовыми тиражами.
Они начали больше использовать рекламу в каждый дом. Новые последователи должны минимум 15 часов в день ходить про домам и распространять литературу, а также приглашать на семинары и встречи, которые проводит их секта. За каждым сектантом закреплены определенные дома, при этом он обязан отмечать в контрольном листке все сведения о людях, к которым заходил: пол, возраст, имя, отчество, реакцию на полученную информацию. В соответствии с указанной причиной отказа, при подходе к следующей квартире, сектант меняет стиль поведения и доводы. Если какой-нибудь член движения ленится, не выполняет норму, его начинает контролировать более проверенный член общины.
В среде сектантов очень распространена раздача литературы на улицах, в метро и кинотеатрах. Это в России. В Америке же очень популярны телевизионные проповеди. Они транслируются в течение многих часов. На Западе всерьез говорят о существовании «электронной церкви». Этим термином обозначают огромную разветвленную сеть религиозной радио- и телевизионной пропаганды.
Религиозные объединения давно используют новейшие достижения в области PR и создания паблисити. Они берут понемногу от всех моделей PR, составляя свою собственную модель, например, используют агентства по связям с прессой, чья главная цель - пропаганда достижений однонаправленным потоком информации «адресант-адресат», когда процесс коммуникации рассматривается как «говорение-неслушание». Посвященные в дела общины рассказывают, какую миссию возложил на них Бог, что они для этого предпринимают, как изменилась их жизнь с тех пор, как они вошли в организацию.
Зачастую сектантами сознательно используются недостатки данной PR-модели, то есть возможны искажения в передаче информации, полуправда или неправда.
Сектанты применяют модель общественно-значимая информация, где процесс передачи информации осуществляется не обязательно с целью убедить кого-то. Степень воздействия на аудиторию измеряется количеством вовлеченной в систему коммуникации аудитории. В качестве примера можно привести Кришнаитскую церковь, которая устраивает на улицах настоящие представления с музыкой, песнями, молитвами, когда в систему коммуникации вовлекается очень много людей, но прямо вступать в церковь никого не агитируют.
Отчасти секты используют и другую модель паблик рилейшнз - двустороннюю ассиметрию, которая базируется на идее двустороннего коммуникативного процесса с применением методов научного убеждения. Вместо научного убеждения, у сект в ход идет Библия, цитаты из которой воспринимаются ими как нечто, не подлежащее сомнению.
Порой секты обращаются и к двусторонней симметричной модели, когда исследования направлены на изучение восприятия аудиторией действий той или иной организации с целью определения степени воздействия и последствий коммуникативного акта. Для этого во многих сектах, особенно у иеговистов, идут в ход контрольные листки, где указывается, какое воздействие на людей оказал предыдущий приход членов этой организации. Зачастую лидеры сект, их ближайшие сподвижники, а также те, кто является управленческим персоналом в секте, бывают хорошими профессиональными PR-менами.
Картотеки, составленные миссионерами, позволяют прийти к неожиданному выводу: например, с первых дней своей деятельности во Франции, Церковь Единения систематически избавляется от сочувствующих, не обладающих нужными качествами. Чтобы стать мунистом, одного желания недостаточно.
На собраниях иеговистов, в основном, присутствуют женщины с детьми, молодежь от 25 до 35 лет и семейные пары, которые только что поженились. Но больше всего на этих собраниях женщин и молодежи, которая еще не обзавелась семьей. В основном, сектанты рассчитывают на гипнабельных, легко поддающихся влиянию людей, которые не уверены в себе и своих жизненных принципах. Легко понять, почему в сферу их влияния попадают женщины - они более эмоциональны и более восприимчивы к новой информации.
Жизненные приоритеты молодежи еще не устоялись, она мечется, ищет смысл жизни. Ею легко управлять, особенно если дело происходит в стране в размытыми нравственными идеалами и отсутствием идеологии.
Подобная ситуация сложилась сейчас в России. Образовавшийся духовный вакуум заполняют секты. В сектах поначалу создают иллюзорную атмосферу взаимопонимания и всеобщего счастья, то есть проводят «артобстрел любовью» новичков, люди поначалу достигают этого состояния, и, привыкнув к нему, постепенно переводятся в новые рамки, уже не замечая таких поворотов.
Эмоциональные мотивы. движущие людьми, сходны по пирамиде Маслоу с социальными мотивами, поскольку процесс социализации, любовь и дружбы находятся на одной ступени. Стремясь добиться причастности к какой-то группе, человек просто хочет быть любимым и не ощущать одиночества в этом огромной мире.
В завуалированных рекламных обращениях лидеры сект пытаются комплексно воздействовать на человека, повторяя один и тот же текст на проповедях и в беседах на улицах в присутствии новичков. Кроме того, они используют авторитетное мнение, в большинстве случаев Библии, поскольку для многих людей цитаты из древней книги являются довольно весомым аргументом. Тем же, для кого Библия не авторитет, они предлагают высказывания известных ученых или исторических деятелей по данному вопросу. Вкраплениями в брошюры высказываний знаменитых людей секты привлекают внимание к себе, якобы, глубокими знаниями.
Большое внимание в печатных и ораторских текстах культы уделяют интересу. У человека, испытывающего интерес, появляется желание исследовать, вмешиваться, расширять свой жизненный опыт. Своеобразная обрядовая сторона: хождение в особых одеждах, повторение необычных слов вызывает желание принадлежать к группе неординарных, избранных людей.
Церковь сайентологии вообще скрывает свою принадлежность к религиозным организациям под непонятным словом «дианетика». В центре дианетики посредством подробного теста выясняются все слабости и отрицательные стороны характера человека. Затем на основании теста проводится индивидуальная беседа. Как правило, график с личностными характеристиками расположен в области отрицательных качеств человека для того, чтобы каждого вновь пришедшего можно было отправить на курсы по духовному оздоровлению, на лечение от алкоголизма или наркомании, за которое тот расплатится либо деньгами, либо бесплатной работой.
Секты признают пророками людей, которые являются, в лучшем случае, хорошими актерами и маркетологами, способными предугадать ситуацию на рынке идей и впоследствии за счет этого получать прибыль.
PR-службы сочиняют учебные пособия, в которых рекомендуется, как себя вести с потенциальными клиентами, где употребить показное сочувствие, а где искусно сыграть радость. Это настоящие пособия для рекламных агентов. В соответствии с указаниями внутренней литературы для особых членов секты, агентов обучают культуре общения; способности чувствовать характер собеседника, ясно излагать свое мнение; технике речи, запоминания (сектанты знают наизусть множество цитат из Библии); искусственной улыбке.
Прогресс в обществе, прежде всего, зависит от деятельных, самостоятельно думающих людей. Секты же превращают личность в зомби, когда критические механизмы восприятия информации полностью отключаются, и человек становится не способным на самостоятельное решение. Появление большого количества манипулируемых людей свидетельствует об общественной болезни. Происходит ценностная переориентация, деформация общества изнутри.
Лидеры сект, по сути, являются профессиональными PR-менами. Только представляют они не фирму, а религиозное объединение. Когда объединения расширяются, превращаясь в корпорацию, в них появляются настоящие PR-службы, которые и осуществляют связь с общественностью.
Опасность тоталитарных сект признается правительством многих стран. В России же экономические и политические трудности заслоняют эту проблему. Секты - враг любого цивилизованного общества, и лишь зная методы, которыми они пользуются для продвижения своих идей, можно успешно им противостоять.
Читайте также
Реклама в религиозных СМИ. Православная и мусульманская пресса
Религиозные СМИ в информационном поле России 1
Будучи причастными к Небу, не нужно стесняться открывать его живущим на земле...
Комментарий
21.04.2013 13:14
Надежда
Мой муж из Си,есть много с этим сложностей,что мне делать куда бежать?У нас двое маленьких сыновей,много раз уходила но возвращаюсь снова и снова,что со мной не понимаю(((
Новое сообщение