Каждый бренд мечтает, чтобы ели, пили, носили, водили или читали именно его. Но в условиях рынка, насыщенного однотипными товарами и услугами, и плотно заполненных категорий сформировать аудиторию лояльных покупателей и уж тем более расширять ее с каждым годом становится все сложнее. На выпады конкурентов бренды реагирует безусловным рефлексом - повторяют их маркетинговые ходы, стратегии развития и, следовательно, повторяют рекламную коммуникацию друг друга. В маркетинговых войнах теряется сам предмет борьбы: потребитель, который больше не видит объективной разницы между брендами и их предложениями и делает выбор по привычке или эмоциональному, импульсивному решению.
Когда бренды лишили свою аудиторию возможности рационального выбора и сравнения их функциональных преимуществ, потребителям ничего не осталось, кроме как выбирать «сердцем». И те бренды, которые это поняли, вовремя переориентировались на новую стратегию коммуникации с аудиторией - «дружбу». Из массы конкурентов победителем окажется тот бренд, которого потребитель будет считать «своим».
Способов «подружиться» с потребителем много: начиная от старого проверенного CRM и заканчивая новаторскими нестандартными идеями коммуникации, философию которых сегодня выражает тренд создания lovemarks. О тенденции брендов «стать ближе к людям» и некоторых примерах из российского и зарубежного опыта и пойдет речь в нашей статье.
Сближение с аудиторией сегодня происходит на нескольких уровнях: смысловом (бренд выражает мысли, чувства и идеи целевой группы), пространственном (бренд размещает сообщение в непосредственной близости к потребителю) и интерактивном (бренд создается совместно с его потребителем).
Первый, смысловой, уровень традиционен для рекламной коммуникации. Тщательная работа с инсайтами конкретных целевых групп позволяет создавать бренды, характеры которых наиболее симпатичны и близки аудитории. В результате долгой последовательной работы бренды начинают жить собственной жизнью в обществе и культуре и перестают восприниматься только как коммерческая единица. Примером такого бренда можно смело назвать Apple, который сблизился со своими покупателями настолько, что разделил общество на macuserов и сторонников PC. С той же целью сближения бренды отказываются от модной ранее тенденции использовать в своей рекламе знаменитостей, моделей, профессионалов или экспертов. К примеру, Dove и Nike активно доказывают, что они понимают жизнь простых, не идеальных людей и делают героями своих кампаний именно их, неизвестных и ничем не примечательных потребителей.
Второе направление в рамках тенденции к сближению с потребителем - это пересмотр медиа-каналов, через которые бренд общается со своей аудиторией. Традиционные каналы ATL постепенно уступают место ambient и партизанским приемам. Особенность партизанской рекламы в том, что она выходит из рекламных медиа-каналов, спускается к человеку и ненавязчиво располагается в его повседневной жизни и личном пространстве. Она встречается ему в момент, когда действуют его инсайты.
Встреча с сообщением бренда в повседневной среде воспринимается скорее как остроумное живое общение, нежели как рекламное обращение, место которому традиционно отводилось в каналах ATL. Партизанская реклама обеспечивает личный контакт аудитории с брендом и повышает лояльность, демонстрируя свою близость к жизни человека и свое понимание его привычек.
И, наконец, третий уровень сближения - интерактивный. Интерактивность заключается не просто в развлечении потребителя рекламой или его вовлечении в общение с брендом во время интерактивных рекламных акций. Потребитель непосредственно участвует в развитии бренда и получает от этой кооперации вполне очевидные преимущества. По такому принципу развиваются Интернет-бренды, к примеру, Facebook, YouTube или eBay, которые, по данным исследований Joshua G2 ConsumerCheck за 2007 и 2008 годы, входят в топ-лист самых любимых брендов. Французский офис Интернет-аукциона eBay сделал еще один шаг к своей аудитории и вместо прямой рекламы создал рекламные ролики для своих клиентов. eBay выставил на аукцион свое рекламное время на ТВ и предложил любому желающему воспользоваться им и снять рекламный ролик для своего лота. eBay разработал и снял 10 роликов для десяти участников аукциона, в которых обычные люди продавали ненужные им б/у вещи. Кампания вошла в десятку самых успешных кампаний Франции и обеспечила бренду 55-процентную узнаваемость с подсказкой.
Тренд сближения с потребителем актуален и для российского рынка. Ярким и успешным его примером можно считать нестандартную акцию журнала «Русский Newsweek», которую разработало рекламное агентство Ark Thompson. В рамках этой акции сближение бренда с аудиторией происходило по всем трем уровням.
Смысловая близость журнала «Русский Newsweek» к аудитории заключается в первую очередь в самой концепции журнала: он позиционирует себя как репортажный журнал, точно фиксирующий факты и охватывающий события со всех сторон. В журнале нет экспертных мнений, только яркие живые репортажи, после прочтения которых каждый читатель составит собственное мнение. Сближение продолжила ATL коммуникация журнала, которую Ark Thompson вот уже второй год развивает в рамках страгической платформы «События своими глазами». Свой разносторонний взгляд на происходящее в мире «Русский Newsweek» выразил в серии ТВ-роликов, созданных на основе реальных фотографий журнала. То, что сперва казалось миром, при взгляде с другой стороны оказывалось войной. Журнал заявил о своей объективности и между плюсом и минусом оставил место мнению читателя. Также место для субъективного взгляда простого человека оставили и в печатной рекламе: в метро появились зеркальные постеры с шапкой-логотипом журнала, при взгляде на постер каждый видел обложку журнала с собственным потретом. Журнал изменил привычную концепцию подачи обложки, на которой непременно должно быть известное лицо, герой номера, ради информации о котором этот журнал должны купить. «Русский Newsweek», пусть и на рекламном носителе, сделал героем номера своего читателя, тем самым соединив бренд и его потребителя.
Продолжением кампании стала нестандартная акция. Благодаря ей журнал сделал еще один шаг к своей аудитории, использовав два следующих уровня: он проник в повседневное пространство читателя и вместе с ним создал уникальный номер журнала.
При проведении акции агентство ставило две цели. Первая, тактическая, - это, конечно же, промоушен для привлечения новых читателей. Но приоритетнее была вторая цель - стратегическая. При первом знакомстве новых читателей с журналом необходимо было четко донести его миссию. Журнал решил продемонстрировать, о ком он пишет на самом деле, и вынес на обложку своего читателя. Каждого из них. Проводить акцию было решено в московских бизнес-центрах - местах, где проходят будни целевой аудитории. В течение дня любому желающему предлагали высказать свое мнение по главной теме номера «Русского Newsweek». Высказывания и имена записывались на диктофон, фотограф делал портрет респондента. А в конце дня человек получал новый персональный номер журнала с двойной обложкой. На первой была его цитата и портрет, заверстанные в привычную обложку журнала «Русский Newsweek». Так простой читатель стал героем журнала и лицом бренда.
Коммуникация бренда приблизилась к потребителю на семантическом уровне, внедрилась в его среду и привлекла его для процесса совместного созидания самого продукта. За три недели проведения акции более восьмисот человек узнали об акции, а более двухсот получили собственные номера журнала. Блиц-опрос участников показал, что каждый, кто получил журнал, не просто остался доволен и прочитал его, но рассказал об акции и порекомендовал «Русский Newsweek» своим коллегам и друзьям.
Сближение бренда с потребителем имеет не только экономическую оправданность. Приоритетным для этой тенденции является завоевание лояльности потребителей, которые могут стать апологетами и добровольными распространителями бренда.
Читайте также
Российский рынок рекламы в прессе
Комментарий
Новое сообщение