Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Лицо как объект продажи

Рекламный ролик или плакат часто выигрывают, если они созданы с привлечением известных, хорошо узнаваемых потребителями лиц. К таким лицам относятся актеры, композиторы, певцы, а в период выборных компаний и политические деятели. Как правило, все они приглашаются для создания рекламной продукции специально и естественно, что впоследствии никаких конфликтных ситуаций не возникает.

Однако иногда бывают случаи, когда в рекламе используется полностью или фрагментарно ранее увидевшее свет произведение (например, фотография, плакат, кадр из популярного фильма) или фотография известного лица.

Разберем обе ситуации. Например, некоторое время назад в Москве были установлены рекламные щиты одной из известных радиостанций, на которых был воспроизведен плакат военного времени, призывавший к бдительности. Автор оригинального плаката была несказанно удивлена, обнаружив такую неожиданную форму использования ее произведения, да еще с искажениями, поскольку плакат был использован фрагментарно и с добавлением нового слогана.

В соответствии с законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» любое использование произведения возможно только на основании авторского договора и с выплатой вознаграждения. Кроме того, согласие автора должно быть получено и на переработку произведения. Помимо этого, у автора есть право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести урон чести и достоинству автора.

Следовательно, радиостанция или дизайн-бюро, создавшее рекламу (в зависимости от того, кто является физическим пользователем произведения или от того, как решение данных вопросов согласовано сторонами в договоре), должны были заключить договор с автором и выплатить авторское вознаграждение. Поскольку до начала использования этого сделано не было, автор предъявила претензию, и в данном случае претензия была удовлетворена радиостанцией в добровольной порядке.

Следует заметить, что, если бы разрешить конфликт «мирным путем» не удалось, автор была бы вправе обратиться в судебные органы. Суд, по требованию автора, мог вынести определение о снятии плакатов до рассмотрения дела по существу, а в случае удовлетворения иска и о конфискации щитов, а также полиграфических мощностей, на которых они были изготовлены. Кроме того, следует отметить, что правообладатель вправе требовать выплаты компенсации за нарушение авторского права в размере от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда.

Второй случай касается использования фотографий известных людей. Здесь правовая ситуация немного сложнее, и мы разберем ее поэтапно.

Когда актер, певец, композитор или любое другое лицо приглашает фотографа для того, чтобы тот сделал пару фотографий, как правило, никакого договора с фотографом не заключается. Фотограф выполняет работу, отдает фотографии заказчику и получает обусловленное вознаграждение. Между тем, фотографии являются объектом авторского права, и, соответственно, право на этот объект остается за автором фотографии. Впоследствии, заказчик может передать фотографии в издательство для оформления рекламного плаката или книги. В этом случае фотограф может обратиться в издательство с претензией, что договора о воспроизведении заключено не было.

Дело в том, что заплатив деньги за выполненную фотографом работу, заказчик приобрел лишь материальный носитель - фотографию, слайд или фотопленку. Авторское право осталось за фотографом. Следовательно, его претензии к издателю вполне правомерны. Во избежание конфликтов в будущем, заказчик должен заключать с фотографом договор о передаче исключительных имущественных прав, и тогда он приобретает право распоряжаться фотографиями в полном объеме.

Но возможна и другая ситуация. Фотограф сделал фотографии, например, актера на каком-то мероприятии, актер мог об этом даже не догадываться. Затем эта фотография была использована в рекламном плакате. Естественно, что такая ситуация могла вызвать возмущение актера, и он обратился с претензией в дизайн-бюро, которое ответило, что они правомерно приобрели фотографию у автора.

Между тем, в соответствии со ст. 514 ГК РСФСР опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это делается в государственных или общественных интересах, либо изображенное лицо позировало автору за плату.

Из норм права видно, что в данной ситуации претензии лица, изображенного на фотографии, вполне обоснованы и должны быть удовлетворены.

Кроме того, не следует забывать о том, что иногда фотографии могут запечатлеть лицо в не очень приятном положении, и здесь могут возникнуть претензии о нанесении морального вреда, возмещение которого установлено нормами Гражданского Кодекса (ст. 151).

Иногда дизайн-бюро может стать невольным нарушителем прав лица, изображенного на фотографии. В том случае, когда создается реклама какого-то печатного издания с использованием обложки, но которой неправомерно помещена фотография. Такая реклама, помещенная в местах, доступных широкому кркгк лиц, может вызвать конфликтные ситуации. Особенно в тех случаях, когда, например, печатное издание только начинает работать, читателей у него не так уж и много, а реклама этого, пока неизвестного издания, на улицах может причинить моральный вред лицу, поскольку охват аудитории значительно больше.

Лучше, если в договоре между редакцией и дизайн-бюро предусмотрено, что в данном случае вся ответственность за нарушение авторского права и возможного причинения морального вреда возлагается на редакцию журнала.

Екатерина Ананьева

Читайте также

В "Раше" только наши

Имя собственное. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе

Свою интеллектуальную собственность нужно защищать

Как судиться с прессой

Заклеймленные. Товарный знак и торговая марка 1

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: