Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Пресс-службы в регионах: социально-политические условия возникновения. Ч.1

В последнее время Россия стала своеобразным «полигоном» использования средств массовой коммуникации в политическом процессе. Пресс-служба вообще и пресс-служба в городах, удаленных от Москвы на сотни и даже тысячи километров, - явление в нашей действительности по историческим меркам совсем новое, едва насчитывающее в своей истории 5-8 лет.

Возникновение пресс-служб в большинстве малых и средних городов Российской Федерации датируется началом-серединой 90-х годов XX столетия. Тот факт, что в течение двух-трех лет большинство городских администраций - в том числе и самых отдаленных, социально и экономически неактивных - обзавелись собственными пресс-службами, говорит о том, что именно в этот период социально-экономического и политического развития России возникли особые условия востребованности подобных служб.

Для изучения их деятельности мы выбрали период с 1993 года по настоящее время, так как именно в 1993 году президент России Борис Ельцин подписал указ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Первые выборы в органы местного самоуправления в большинстве администраций малых и средних городов России прошли с 1993 по 1994 год, как это было предусмотрено указом, однако выборная кампания на местном уровне активно продолжалась и в последующие 1995-96 годы. Именно к середине 1996 года можно говорить о сложившейся системе местного самоуправления в большинстве населенных пунктов России.

Для победы на выборах кандидатам понадобились специалисты, умеющие эффективно сотрудничать со средствами массовой информации, а также использовать их для создания благоприятного имиджа кандидата и завоевания доверия со стороны горожан-избирателей. Такие специалисты и составили основу предвыборных штабов кандидатов в главы местных администраций. А победившие кандидаты, осознав, что для нормального функционирования местной власти необходимо постоянно заботиться об ее имидже в СМИ, в первую очередь местных, начали создавать при городских администрациях пресс-службы, которым они немало обязаны в успешном проведении городской политики.

Мы попытаемся проследить историю создания, а также проанализировать условия, основные формы и методы функционирования пресс-служб при городских администрациях, обобщить и систематизировать как основные типологические характеристики пресс-служб малого и среднего российского города, так и специфические особенности функционирования данных подразделений городской администрации.

Упомянутые выше города, с одной стороны, являются носителями всех общих типологических черт, характерных для российских городов с населением в несколько десятков тысяч человек. С другой стороны, эти муниципальные образования характеризуются рядом особенностей, которые объясняются национальным и профессиональным составом городского населения, спецификой функционирования городского хозяйства, уровнем материальной обеспеченности основных групп городского населения и теми потребительскими и социокультурными представлениями населения, которые этим уровнем определяются.

Немного истории

В период существования советской власти пресс-службы были немыслимы, ибо системы политическая и административного управления строились на основе руководства Коммунистической партии Советского Союза по вертикали - от высших органов общесоюзных органов государственной власти до низших звеньев местного самоуправления на уровне районных, городских и сельских советов. Идеология полностью определялась партийными функционерами. В Центральном комитете Компартии существовал Отдел агитации и пропаганды, который на основе строго установленных идеологических приоритетов направлял деятельность СМИ через соответствующие отделы на уровне республиканских, городских, районных, поселковых и т. д. партийных организаций.

Учредителями городской прессы выступали, как правило, советы депутатов трудящихся соответствующего города и городской же комитет Компартии. Главные редакторы городских СМИ по статусу являлись членами городских, районных, поселковых и т. д. партийных комитетов и отвечали за деятельность руководимых ими средств массовой информации не только как государственные чиновники, но и как партийные функционеры. В исполнительных комитетах городских советов в городах с рассматриваемой нами численностью, как правило, вообще не существовало подразделений и структур, которые бы отвечали за работу с прессой.

Положение стало значительно меняться с наступлением периода перестройки. Начавшийся в апреле 1985 года процесс реформирования страны сначала ограничивался экономической сферой, где, по мнению руководства КПСС, предстояло провести глубокую реформу на основе ускорения научно-технического прогресса в сфере промышленности и сельского хозяйства. Вместе с тем «пробуксовка» перестройки выявила необходимость проведения структурных изменений в жизни общества и, в первую очередь, существенной ее демократизации.

В начале 1986 года состоялся XXVII съезд КПСС, на котором тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев охарактеризовал брежневскую эпоху как «время застоя» и одновременно осознанно и обстоятельно обосновал необходимость глубоких реформ не только в системе хозяйственного управления, но и в сфере демократизации общественной жизни.

К лету 1986 года стало меняться руководство творческих союзов, редакции газет и журналов возглавили известные литераторы и публицисты из плеяды так называемых «шестидесятников» - российских интеллигентов, чье мировоззрение определила хрущевская политическая и социально-культурная «оттепель» 60-х годов. В стране впервые были опубликованы запрещенные ранее литературные произведения лучших советских писателей и поэтов, вышли на экраны фильмы, многие годы по цензурным соображениям пролежавшие на полках спецхранилищ. Невиданный подъем переживала публицистика, тиражи газет и журналов за короткое время увеличились кратно. В конце 80-х целый ряд советских изданий, в частности журнал «Огонек», еженедельник «Аргументы и факты», попали в «Книгу рекордов Гинесса» как самые высокотиражные издания в мире.

К осени 1986 года в лексиконе М. Горбачева появляется слово «гласность». Это еще не свобода слова и печати, за всем еще пристально наблюдает всесильный Отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС, но идеологические вожжи уже не так туго натянуты. Несмотря на усиливающееся сопротивление реформам внутрипартийного руководства, генсек добивается того, что пленум Компартии в январе 1987 года провозглашает «гласность» основой проводимых преобразований.

Поворотным событием, с которого в Советском Союзе начались политические и конституционные реформы, считается XIX конференция Компартии, состоявшаяся летом 1988 года. С одной стороны, она определила еще большую демократизацию общественной жизни, но с другой - существенно закрепила власть КПСС на всех уровнях административного руководства страной. Конференция, в частности, приняла решение о совмещении функций руководителей партийных и советских органов на всех уровнях.

Таким образом, главенство в Верховном Совете СССР закреплялось за Генеральным секретарем ЦК КПСС, а руководство райсоветом или горсоветом - соответственно за секретарем райкома или горкома. На общесоюзном уровне развивались реформы демократического характера, а на уровне районов и малых и средних городов России КПСС еще более упрочивало свое влияние на жизнь людей. Именно с этим связано то обстоятельство, что бурное развитие федеральных газет и журналов демократического направления в конце 80-ых фактически никак не затронуло городские издания в населенных пунктах, чье население составляло несколько десятков тысяч человек. В этих городах деятельность средств массовой информации по-прежнему определялась решениями соответствующих городских партийных инстанций.

Для подъема тиражей некоторые городские газеты перепечатывали особо острые материалы из «Огонька», «Аргументов и фактов» или «Московских новостей», однако далеко не всегда такие инициативы редакторов приветствовались партийными руководителями, и, подчас руководители СМИ должны были нести серьезную ответственность даже за невинные огоньковские перепечатки на своих страницах.

Реальный шанс реорганизовать старую государственную машину на демократической основе появился у России осенью 1991 года после неудачной попытки государственного переворота, предпринятой группой, получившей в российской истории название ГКЧП. В конце августа 1991 года Борис Ельцин, будучи уже президентом РФ, подписал указ, приостановивший деятельность КПСС на территории России. В ноябре приостановка переросла в запрет. Михаил Горбачев, тогда еще президент СССР, объявил об уходе с поста генерального секретаря ЦК партии и обратился к членам Центрального комитета с призывом о самороспуске. У большинства населения авторитет Компартии, руководство которой запятнало себя путчем, опустился ниже критической отметки. В то же время началась активная реорганизация всевластного Комитета государственной безопасности. Дискредитировали себя и многие советы областных и городских уровней, поддержавшие неудачную попытку переворота.

Авторитет Ельцина, достигший в то время пиковой точки, казался непререкаемым. По мнению многих авторитетных политологов, условия для коренной политической реформы были в то время идеальными, ибо в России просто не существовало реальной альтернативной Ельцину фигуры, которая могла бы рассчитывать на мало-мальски значительную поддержку населения.

Однако усилия реформаторов были сосредоточены на другой сфере. Необходимо было срочно принимать меры по выходу из глубочайшего хозяйственного кризиса, который переживала страна. Борис Ельцин, возможно, сам того не сознавая, пошел в то время по пути, уже пройденному его оппонентом Михаилом Горбачевым: сначала - экономика, потом - политика. Но уже к весне 1992 года стало ясно, что достигнутое согласие со старой номенклатурой, продолжавшей действовать в советах и хозяйственных структурах, было иллюзорным. Ее противодействие проводимым реформам было все ощутимее. Апогеем противостояния Ельцина и антидемократических структур и сил стал 1993 год. Апофеозом этого противостояния можно считать расстрел российского Парламента танками прямой наводкой, на который президент Ельцин вынужден был пойти 4 октября 1993 года.

Для нас данные события имеют особое значение, поскольку вскоре после октябрьских событий президент Ельцин подписал указ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этому указу была прекращена деятельность районных и городских советов, а их функции передавались местным администрациям. Выборы в представительные органы местного самоуправления должны были пройти с декабря 1993 по июнь 1994 года.

Любопытная деталь: советская избирательная система качественно изменилась 26 марта 1989 года - в день выборов Съезда народных депутатов СССР, которые впервые в истории Советского Союза прошли на альтернативной основе. Первые альтернативные выборы в России прошли в начале марта 1990 года - тогда голосовали за народных депутатов на республиканский Съезд. Первые демократические альтернативные выборы в органы местного самоуправления должны были состояться лишь в 1994 году. Должны были, но состоялись далеко не везде. Процесс избрания городских администраций продолжался и в 1995, и в 1996 году.

Именно в ходе предвыборной кампании на городском уровне, начало которой приходится на середину 90-х годов, кандидаты пришли к мысли о необходимости формирования собственных избирательных штабов, в которых не последнюю роль должны были играть местные журналисты. Значительную фору имели, разумеется, бывшие председатели городских советов. В большинстве случаев редакторы местных СМИ были их личными друзьями или назначенцами. Вместе с тем альтернативные официальным кандидаты на посты мэров имели нередко значительную материальную поддержку, с помощью которой можно было наладить «эксклюзивные» отношения с редакторами местных газет, радиостанций и телекомпаний.

Предвыборная кампания на городском уровне в то время характеризовалась, как правило, столкновением нескольких кандидатов. За одним из них непременно стояло руководство субъектов Федерации - области, края, республики. За другим - местный промышленный «генералитет», представлявший в большинстве случаев федеральные интересы, которые зачастую не совпадали с интересами руководства субъектов Федерации. Именно в этот период городское руководство, не имевшее доселе опыта серьезной политической борьбы, смогло наглядно оценить роль местной прессы. Таким образом, именно от предвыборных штабов по избранию местных городских администраций в середине 90-х годов ведут свою родословную современные пресс-службы мэров большинства городов Российской Федерации.

Придя к власти в результате победы на выборах, городские руководители вскоре ощутили противодействие со стороны проигравших кандидатов. В тех городах, где предвыборная борьба была особенно острой, появилась реальная городская оппозиция. В этих условиях нельзя было не осознать необходимость как можно более широкой общественной поддержки. Такая поддержка была возможна в случае формирования позитивного общественного имиджа городской администрации. Именно эта задача была поставлена перед создававшимися тогда городскими пресс-службами. В их состав вошли активисты предвыборных штабов - журналисты, учителя, представители творческих профессий.

Перед городскими пресс-службами стояла двуединая задача - формировать позитивный образ муниципального руководства во внутреннем контуре, т. е. в самом городе, и во внешнем, за его пределами - в областном или республиканском центре, а при необходимости и в Москве. Для выполнения этой задачи необходимо было обеспечивать постоянные информационные потоки, формально и содержательно управляемые городскими пресс-службами.

Условия функционирования пресс-служб

Деятельность пресс-службы в городах, население которых составляет несколько десятков тысяч человек, представляет собой систему конкретного множества предметов, действий, явлений, объединенных определенными взаимосвязями. Следовательно, становится возможным системный анализ.

Пресс-служба является управляющим звеном, а управляемым - общественность. Сам процесс управления осуществляется при помощи циркуляции информации. Если представить деятельность пресс-служб в терминах и понятиях, то она будет выглядеть следующим образом. Подготовленная управляющим субъектом информация представляется в форме, удобной для передачи общественности (личное общение, сообщение в средствах массовой информации, круглые столы, брифинги, презентации и т. п.). Информация, действуя на объект (общественность) соответствующим образом, оказывает на него влияние, изменяет его состояние. Сведения об этом передаются по каналам обратной связи и используются для корректировки замысла и последующих действий.

Как видим, данная модель передает и саму общую идею пресс-службы в демократическом обществе - двусторонний характер и гармоничность связей субъекта управления (властей) и общественности. Создание и поддержание устойчивых динамических отношений между ними - первостепенная задача пресс-службы в малых и средних городах Российской Федерации. Чтобы данная модель успешно функционировала, необходимо четко понять, что представляют собой ее составляющие. Важнейшей из них является социальная среда (общественность) этих городов. Рассмотрим ее параметры.

Возрастная группа. С точки зрения перспектив развития города возрастная структура населения играет огромную роль. Достаточно ли равномерна и сбалансирована структура населения трудоспособного возраста, какова доля детей и подростков, жителей пожилого возраста, какова «нагрузка» по социальному обеспечению пенсионеров, каков уровень обеспеченности города трудовыми ресурсами на сейчас и перспективу и т. д.?

Уровень доходов. Существуют регионы, где зарплата жителей городов более чем в 3 раза превышает среднюю по России. В период осуществляемых в России реформ этот фактор выполняет стабилизирующую роль и позволяет жителям городов с уверенностью считать, что они живут лучше, чем во многих других местах России.

В последнее время явно выделился ряд депрессивных регионов РФ, в которых резко снизился уровень реальных доходов населения, что вызвало социальную напряженность. Перспектива вызывает у жителей опасения относительно возможностей сохранить материальное благополучие из-за соотношения зарплаты с темпом инфляции, некоторой задержкой зарплат, возможными сокращениями и т. п.

Различия и даже противоречия экономических и коммерческих интересов различных производственных структур и подразделений проявляются главным образом на уровне их руководств и не затрагивают жизненно важных, ценностных, а следовательно, и поведенческих характеристик населения.

Фактором незначительной (но существующей) социальной напряженности можно считать дифференциацию в зарплате между сферами занятости. Прежде всего эти различия заметны между занятыми в промышленности и занятыми в так называемой социальной сфере (образование, здравоохранение и т. д.). Так, разница в средних зарплатах в указанных сферах колеблется в пределах 300%, т. е. фактически отличается в 3 раза.

Характеристика городских сообществ. К сожалению, большинство российских малых и средних городов можно охарактеризовать как города «недосужих» людей. У многих жителей свободное время, досуг как таковые отсутствуют в структуре нерабочего времени. Оказывается, что у большинства горожан значительная часть свободного времени занята бытовыми и домашними делами, а также профессиональной деятельностью (работой), которым предлагаемые городом досуговые занятия не могут составить конкуренции. В результате происходит экспансия трудовой деятельности на сферу свободного времени.

Эта ситуация углубляется двумя обстоятельствами: во-первых, ведомственной принадлежностью значительной части социальной инфраструктуры, в том числе досуговых и рекреационных учреждений, во-вторых, отсутствием праздничных ритуалов, которые изменяли бы статус и роли участников по сравнению с производственной структурой. Поэтому праздники оказываются не более чем свободным от производства временем и не дают опыта другой деятельности.

Потенциальная социальная мобильность, обеспеченная способностью и готовностью горожан к изменениям, к развитию, выступает основным инновационным ресурсом городских преобразований. Культуре и досугу принадлежит особая роль в формировании и поддержке нужного в период реформ типа личности. Именно дефицитностью сферы досуга во многом объясняется узость социальной базы преобразований, настороженность горожан к инновациям и реформам.

Уровень политической активности. В настоящее время политическая деятельность находится на периферии интересов подавляющего числа жителей. С одной стороны, в последние годы возникли другие формы реализации жизненной активности, более привлекательные, чем политика. К последним можно отнести клубную деятельность, любителей охоты и рыбалки, молодежные инициативы и т. д., деятельность религиозных конфессий. С другой стороны, общая неудовлетворенность положением дел вовсе не стимулирует людей к активным, солидарным действиям по изменению ситуации. Скорее, наоборот: сложившаяся ситуация характеризуется дальнейшим снижением уровня политической активности. Состояние повышенной тревожности и неудовлетворенности, критическое отношение к власти большинства людей можно считать общим социально-психологическим состоянием российского общества последних лет. Результаты выборов как в Государственную, так и в окружную и областные Думы подтверждают аполитичность населения городов, индифферентность (без признаков агрессивности) к различным формам политического участия, включая выборы. Многие горожане, видимо, убедились в неэффективности таких способов воздействия на власть, как митинги, забастовки, участие в деятельности политических партий, корпоративных организаций, обращений в суд. По итогам интервью с представителями различных социальных групп выяснилось, что достаточно распространено мнение о том, что эффективных способов влияния на власть вообще не существует.

За последние годы не возникло в этих городах и мощных политических объединений и блоков регионального характера.

Характеристика социальной адаптированности. В последнее время наметилась тенденция более прагматического восприятия людьми окружающей действительности. Начинается преодоление завышенных, прежде всего потребительских, ожиданий от новой экономической реальности.

Адаптация людей к новым условиям пока достаточно ограничена: люди не овладели навыками зарабатывать себе на жизнь, не рассчитывая на помощь государства, а также не сформировали привычного для себя социального пространства, в котором реализуются новые жизненные условия.

Адаптация к новой экономической действительности не привела к тому, что ориентация на материальные стороны жизни стала доминирующей, хотя ее роль возросла. На уровне ценностных установок потребности в социальных (в широком смысле слова) компонентах жизнедеятельности у людей продолжают оставаться существенными. Соответственно, их дефицит воспринимается очень болезненно.

Судя по материалам опросов, можно говорить о выжидательной позиции, занятой многими горожанами. Степень удовлетворенности условиями проживания довольно высока.

Однако высока и доля тех, кто высказывает опасения по поводу возможного ухудшения ситуации, а также тех, кто уже потерял надежды на улучшение в будущем. Даже те, кто считает, что стало лучше, тем не менее отмечают дороговизну, очень высокий уровень цен в сопоставлении с зарплатой. Люди опасаются засилья торговцев и спекулянтов. При этом большинство остается в позиции наблюдателя, проявляя низкую социальную активность, неприятие реформ, консерватизм и предоставляя право разбираться в этих вопросах городской администрации, Москве - кому угодно, только не себе самим.

Рейтинг жизненных приоритетов. Важнейшее место здесь занимают проблемы занятости, образования для детей и возможности реализации для них новых жизненных установок, обеспечение безопасности, здоровья, вопросы жилья и жилищной перспективы. Характерно, что проблемы, которые беспокоят больше всего (безработица, инфляция, преступность и т. д.), решаются не столько на личностном уровне, сколько требуют коллективных, совместных усилий городского сообщества и администрации. Это означает, с одной стороны, что представления о том, что российской ментальности присущ некий особый дух коллективизма и солидарности, верны здесь лишь отчасти, с другой, что примитивно-патерналистские и отчасти иждивенческие настроения еще весьма и весьма распространены в этих городах, и если изживаются, то очень и очень постепенно.

Отношение к средствам массовой информации. Его можно охарактеризовать как достаточно благоприятное. Местные газеты пользуются популярностью, за материалами этих изданий внимательно следят. Газеты в свою очередь стараются дать сообщения и проблемные публикации практически по всем значимым событиям, происходящим в городах и на ведущих предприятиях, информируют о городских преобразованиях. При таком отношении горожан к СМИ можно считать, что последние действительно выполняют роль посредников при налаживании постоянного взаимодействия городской администрации с общественностью.

Продолжение следует...

Александр Тарасов

Читайте также

Структура прес-службы. Ч.2

Структура прес-службы. Ч.1

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: