Эта статья создавалась в несколько этапов. В ней - наш опыт совместной работы с рекламщиками, вдохновляющий юношеский задор и неуемная энергия Дмитрия Комиссарова, стремление помочь себе и другим разобраться в непростых взаимоотношениях в группе. Материал наиболее применим для столичных агентств, но, надеемся, принесет пользу и регионам в качестве попытки поделиться опытом и лучшего представления «столичной» специфики.
Благодарим всех, кто так или иначе принимал участие в написании этого материала. Также со всей ответственностью заявляем, что весь наш опыт работы с отдельными людьми используется здесь только в обобщенном виде и не является исчерпывающим, а любые совпадения с конкретными личностями случайны.
Эта статья для своих и о своих. Поэтому отнеситесь к этому тексту с должной долей дружеского скепсиса и юмора. Приятного вам чтения.
Агентство как почерк и как оркестр
Не контора для человека, а человек для конторы. Или наоборот? Скорее, здесь нужно говорить о взаимовлиянии: человек выбирает профессию исходя из своих склонностей, но и выполняемая им работа продолжает формировать его личность.
В случае рекламной деятельности, безусловно, свой взгляд на вещи делает рекламу неповторимой, именно он сильно влияет на результат. Недаром в некоторых странах реклама подписывается агентством, что, с одной стороны, служит гарантией качества, а с другой - сообщает индивидуальность «почерка» и продвигает само агентство.
Итак, какие типажи людей, подвизающихся в деле рекламы, мы привыкли видеть? Говоря о том или ином типаже, мы подразумеваем именно его идеальную работу как специалиста, не беря в расчет его возможные административные функции, связанные со статусом, положением или иными рабочими и номенклатурными факторами.
Сначала поговорим немного о подготовке и реализации рекламы. Этот процесс и работу агентства над ним можно уподобить рождению и исполнению музыки. Выполняемый комплексный проект проходит много аналогичных стадий. Импресарио (новый бизнес) соединяет заказчика будущего произведения (клиента) и композитора (агентство в лице администрации и стратегического планирования). Здесь цель композитора понять, каковы запросы и цели заказчика, насколько он готов к воплощению серьезного замысла. Идея произведения (рекламной кампании и ее основного сообщения) рождается в голове композитора (стратега или рабочей группы), затем расписывается роль каждого музыкального инструмента (медиапланирование, работа BTL- и PR-специалистов). Само произведение реализуется во всей своей красе в виде партитуры, программок и т. п. (рекламных материалов) креаторами и производством. Все это осуществляется под неусыпным контролем продюсера (новый бизнес) и заказчика (клиента).
Если заказчик доволен результатом (получившимся произведением) и готов заплатить за его исполнение, то в игру вступает дирижер (эккаунт-менеджер, ведущий данного клиента и руководящий реализации его кампании). Если есть бюджет на продвижение, то произведение (рекламная кампания) готово к исполнению перед широкой публикой (потребители). Тогда инструменты оркестра - каналы к потребителю, музыка - ваше рекламное сообщение, зал - сами потребители. Звучит песнь бренда.
Что же вообще уникального и неповторимого может быть в агентстве? Этим неповторимым, как и в случае нематериального бренда, является только система взаимоотношений и связей, построенных внутри агентства между внутренними командами и людьми, в них входящими.
В нашей статье мы хотим охватить следующий круг специалистов, работающих в этих направлениях. Это творческое и клиентское направления, медиабаинговое и стратегическое, а также люди, занимающиеся новым бизнесом.
Сейлзы (seller, sales) - это наиболее свободолюбивые и независимые люди в агентстве, иногда их воспринимают как ветреных, ищущих наживы и беспринципных. Но чтобы о них ни говорили, в их крови есть дух свободы и предпринимательства, который, возможно, еще не созрел (хотя может и никогда не дозреть) для организации собственного дела. Наш идеальный Сейлз обладает не только талантом убеждения клиента, но и внутренней энергией. Именно за счет этой энергии он нравится людям и способен склонять их на свою сторону. Сейлз не так сильно связан цепями обязательств перед агентством, как остальные сотрудники. Он блюдет прежде всего свой интерес (интерес процентов, доли прибыли), приносящий агентству неплохие дивиденды. Сейлз завоевывает для агентства новые земли и постоянно идет вперед, поэтому он - авангард агентства. Так что последнее очень нуждается в Сейлзе для своего развития, хотя бывает, что часто относится к нему как к желанному, но временному персонажу.
В силу своего интереса к развитию специалист нового бизнеса нередко выступает «слугой двух господ», работая одновременно на несколько рекламных агентств или агентство и подрядчиков, с которыми также имеет определенные договоренности. Среди сейлзов наиболее сильная текучка. Непостоянство - это, скорее, форма существования и черта характера, оправданная желанием повышения личного дохода. Хотя многие из тех, кто работает в этой профессии, стремятся выйти из нее, найдя для себя тихую, но «плодородную» гавань на стороне клиента.
Но мы говорим о типаже профессии, а выходя из профессии, человек снимает соответствующую маску... и надевает другую, подпадая под другой типаж. Настоящий же Сейлз всегда остается Сейлзом вне зависимости от должности и статуса. Типаж человека нового бизнеса - это посланец, соединяющий агентство и потенциального клиента, сватающий невесту к жениху. Им подходит образ разведчика (или шпиона, если угодно) и «летучего голландца».
Кто обычно представляет новый бизнес? Как правило, это молодые люди в начале своей карьеры, еще пробующие и ищущие себя или приходящие в рекламу из других областей (чаще на прежнем месте они также были связаны с продажами). Второй, более редкий и ценимый вариант: опытные и сознательно работающие именно в этом агентстве сейлзы, хорошо знающие рекламный рынок и всегда держащие «нос по ветру». Оба этих типа объединяет постоянный поиск, как они говорят, лучшей жизни, непостоянство, общительность, экстравертность. Они легко завязывают контакты во всех сферах. У них очень много знакомств в самых разных областях, а жизнь насыщена до краев событиями, которые они часто сами продуцируют и всегда умеют использовать в свою пользу. Чаще других они выступают заводилами шумных и веселых мероприятий, они первые, кто их поддерживает. Оставаясь наедине с собой и задумываясь о смысле и первопричинах бытия, они буквально впадают в депрессивный ступор. Их тонкая и ищущая натура готова пережить скорее еще одну смену рекламного агентства, чем метаться в поисках экзистенциального «зачем».
По натуре люди нового бизнеса - хорошие интуитивные актеры, и, как лучшие из них, - часто истерики. Они знают все обо всем, и этого всегда достаточно, чтобы начать и поддержать любой разговор, а их театральность позволяет сделать это почти с кем угодно. Но они не стремятся глубоко развить тему, вовремя стараясь передать клиента более знающим. Они в курсе всего модного и всеми силами пытаются соответствовать хозяевам бизнеса, на которых стремятся выйти.
Досуг и личные увлечения Сейлза подстраиваются под вышесказанное. Неудивительно встретить этот типаж в гольф-клубе, примеривающимся к квартире в престижном районе или автомобилю. Их мечта - заработать столько денег, чтобы при всем усердии их невозможно было растратить. Поэтому работа для персонажа нового бизнеса - это прежде всего то место, где можно хорошо заработать. Они всегда рассматривают его как еще одну ступеньку к сладкой жизни. Другие же специалисты и само агентство воспринимаются как помощь себе в этом.
Вообще для них «иметь» важнее, чем «быть». Они пытаются жить лучше и больше своих средств, поэтому денег им всегда не хватает, что стимулирует к новым и новым поискам вовне.
Креатор - к категории креативных типажей можно в наибольшей степени отнести креативных директоров, а также опытных арт-директоров и копирайтеров, которые уже созрели быть полностью самостоятельными и выполнять функции первых. Хотя в каждом из этих типажей есть своя специфика, их общее со стороны выглядит достаточным для собирательного портрета. В отличие от человека нового бизнеса Креатор не борется за получение заказов, скорее - за продажу готовых работ эккаунту и клиенту. Здесь наиболее важными становятся качества, которыми Креатор продает. Это имидж творца, человеческая харизма и соответствующий опыт. Этот образ Креатор в глазах всего агентства и клиента всячески поддерживает внешними атрибутами, своим индивидуальным стилем.
Любви к словам «креатор» (или «креэйтор») и «творец» у него значительно больше, чем к «креативщику», «креативному (арт) директору» или банальному «творческий работник». В этом отношении выражается яркость и стремление Креатора к самовыражению, славе. Желание ее - часто основной движущий мотив даже для самых прагматичных из креаторов. Чем сильнее Креатор, тем он талантливее как актер, владеющий многими амплуа. Используя разные лики своей богатой натуры, Креатор создает вокруг себя тонкий идеалистичный мир, который оберегает и защищает его ранимую душу от всего внешнего и грубого. В этом мире он живет по своим, понятным только ему и постоянно развивающимся законам. Внешний мир и люди в нем существует скорее для того, чтобы черпать из него образы и развлекать Креатора своим несовершенством. В этом смысле Креатор - наибольший индивидуалист из всех типажей. Но ведь это и есть его работа.
Идеальный Креатор способен перевоплощаться при создании им образов настолько (иногда по несколько десятков раз на дню), что возникает ощущение, что придуманное им могли придумать только абсолютно разные люди с совершенно противоположным жизненным опытом. Работа Креатора - создавать яркие, сильные и самобытные образы. Но реклама должна работать на продажи и на марку, поэтому здесь на творческий полет мысли Креатора накидываются узды целей кампании, менталитета и характера целевой аудитории. К нему приходят эккаунт и стратег, и именно с этого места, со взаимодействия с планирующим кампанию эккаунтом и/или стратегом и креативного брифа, начинается настоящая и полезная для Клиента работа Креатора..
Через свое творчество Креатор мог бы найти ответ на любой вопрос, но это ему не к чему. Творца скорее волнует созерцательный фэн-шуй его внутреннего мира и золотое сечение в соотнесении с внешним. Не так важно, каковы день и жилище Креатора, главное, что в нем все находится в постоянном движении и от этого может внешне напоминать бардак. Хотя иногда строгие пропорции классицизма побеждают и проливаются наружу суровостью и эстетизмом убранства.
Интересы Креатора обусловлены его глубокой интроспективной натурой. Обычно это увлекающийся и часто серьезно развивающий свои интересы человек. Для него большее значение имеет как антураж, так и суть происходящего, как дизайн, так и внутренняя красота явлений. Креатор в отличие от Стратега больше наслаждается процессом и не желает думать о взаимосвязи явлений. Эстетствующий, а иногда воинствующий гедонизм - так можно обозначить его идеал.
О более интересном собеседнике, чем Креатор нельзя и мечтать (особенно за неторопливой кружкой пива), тем более что после всего этого у вас останется наиболее приятное послевкусие. Богатейший внутренний мир Креатора похож на запасник музея, где можно найти многие реликвии вымерших видов и еще не родившиеся экземпляры, живущие только в его фантазии.
Эгоизм и себялюбие - инструмент многих профессий, но здесь эти качества наиболее востребованы как часто подпадающим под их чары клиентом, так и желающим продать свою работу агентством. Ведь для профанов, воспринимающих рекламу как творчество в чистом виде, Креатор часто выступает ее олицетворением. Уверенность Креатора в своей правоте и чувство превосходства в этой ситуации приобретают особое значение. Сложно себе представить сомневающегося, неуверенного Креатора, продающего свою работу клиенту. Креатор по своей природе считает себя выше, умнее и «творчее», чем простой заказчик и абсолютное большинство людей в агентстве. Это закономерно и естественно.
На харизме и уверенном самомнении креатора продаются работы агентства, а само агентство становится творческим и известным. Часто для клиента наиболее видимой частью работы агентства является именно креатив, и к тому же именно здесь он (клиент) может максимально проявить свою «вкусовщину». К сожалению или к счастью (ведь люди не машины), сам Креатор творит именно под спудом того груза, который более мягко может быть назван «личным вкусом» или чувством прекрасного. Но почти никому в рекламном агентстве не дано противостоять этому чувству и судить о деталях, ведь Креатор одарен исключительными талантами, подкрепленными призами, дипломами, членством и т. п. Естественно, что Креатор не любит каких-либо ограничений и всего того, что мешает свободному полету его эстетствующей души. Иногда это принимает крайние формы, о которых самые известные художники могли только мечтать. Это реализация Креатором своих амбиций, не дай Бог вкусовщины, через рекламу на миллионную аудиторию за счет миллионов долларов клиента.
Сам Креатор достаточно осторожно и профессионально воспринимает рекламу. В ней он скорее анализирует эстетизм визуального ряда и ритм, чем воздействие рекламного сообщения на целевое поведение потребителей и стимул к покупке (как нудно сказано Стратегом). Горе клиенту, когда неконтролируемое и не направляемое идеями продвижения Стратега рекламное творчество превращается в самовыражение Креатора и губит годами создаваемый бренд.
Креатор, помимо денег, рассматривает работу как способ развития своих способностей, место и инструмент самовыражения и проведения досуга в интеллектуальной компании себе подобных. Его внутренний мир - очень сложно организованная система маленьких и больших противовесов, поддерживающая в его душе гармонию эстетского беспорядка и благодушия. Вспоминается рекламный ролик, победитель «Каннских львов», рекламирующий какую-то марку авто. В нем все детали этой машины от одного слабого импульса приходили в последовательное и точно выверенное движение, заканчивающееся на рекламируемом авто. Это пример хорошей метафоры как самой творческой организации, так и стремления к эстетству Креатора. Образ рекламы силен, и она запоминается, правда, марка автомобиля при этом совсем нет.
Креативный директор наиболее близок идеальному Креатору - непоколебимый авторитет во всех вопросах творчества и его реализации. Именно у этого человека в наибольшей степени должны быть развиты все вышеперечисленные качества. Эти достоинства находят продолжение в его недостатках. Место и роль креативного директора в агентстве сопоставимы с флагом полка или бравым маршем, вдохновляющим всех его солдат и офицеров. Этот человек одинаково легко мыслит визуальными образами и может воплощать их в текстах. Креатор - очень творческая и яркая личность, «покупающая потребителей на валюту их души». Главное - чтобы потом потребитель купил что-то из рекламируемой продукции клиента.
Стратег - бывают медийные и маркетинговые, у них разные задачи и абсолютно разные инструменты работы. Здесь речь пойдет о маркетинговом стратеге.
Его девиз: работать, творя жизнь брендов. Реализация этого пафосного лозунга - профессиональная мечта Стратега. Он хотел бы ощущать себя центром создаваемой рекламы, но в отличие от Креатора (который, к слову сказать, себя таковым и ощущает) ему мешает в этом его профессиональная саморефлексия. Стратегу часто приходится напоминать клиенту о том, что агентство и он лично работает с нечто большим, чем товар на полке и его продажа. Они формируют Бренд и управляют поведением потребителей по отношению к бренду через инструменты продвижения.
Стратег должен направить творчество Креатора через бриф в русло маркетинговой стратегии торговой марки, сделать так, чтобы сформулированное им основное сообщение марки было выражено в привлекательных для целевой аудитории и эстетичных для нее образах, тем самым создавались бы двусторонние отношения между брендом и его потребителем. Главная задача Стратега - превращение свободного полета мысли (своей, Креатора, Медийщика и других специалистов) в генерирование идей, развивающих бренд как через рекламное сообщение, так и через каналы коммуникаций с потребителем. Но это в идеале.
Стратег - субъективный идеалист, «пропускающий через себя» весь окружающий мир. Иногда в своей оторванности от него он похож на грустного и непонятого Пьеро. Мечта его - быть основателем какого-нибудь современного философского течения. Он понимает, что работая в рекламе, он использует только малую часть своего великого потенциала. В его мире, в отличие от Креатора, все каузально, каждый элемент существует не просто так, а в жесткой связи со всем остальным, здесь правят не эстетизм и гедонизм, а скорее эстетика его внутренней морали. Отсутствие в картине мира Стратега мелких прекрасных деталей мира Креатора компенсируется эволюционными рассуждениями о смысле, всеобщем благе и первооснове.
Несколько чудаковатый вид Стратега, обычно объясняемый окружающими его большим умом и интеллектом (многие знания - многие печали), в действительности, скорее, сообщает о недостатке времени или внимания на несущественные, с точки зрения Стратега, вещи. В реальной жизни и недалекой перспективе Стратег стремится заняться консалтингом или в крайнем случае уехать как можно дальше в деревню или Гималаи и там уже точно создать то самое философское течение.
Хороший Стратег - скорее культуролог, антрополог и философ. Такое отношение к жизни возникает у него в том числе в силу понимания природы рекламы, видения ее с высоты, дающей целостность восприятия. Он понимает, что реклама часто манипулирует, обманывает потребителя, суля ему несбыточное. Видя всю рекламную кампанию изнутри в большей степени, чем остальные специалисты, Стратег наиболее сильно ощущает ее и свое несовершенство и недоработку других отделов, которые он брифует. Поэтому иногда его мучат приступы пониженной самооценки, с которыми он старательно борется. Стратег хочет быть скорее координатором и консультантом, чем руководителем. Работа для Стратега - это способ проверки своих знаний и воплощение собственной философии в жизнь. Каждый проект становится для него этапом жизни, безвозвратно его самого меняющим.
По своей природе Стратег любопытен, менее ленив, но и менее артистичен, чем Креатор. Ему интересны очень многие вещи, в которые он готов уйти с головой. По свойственному только Стратегу таланту он, как рачительная кухарка, все эти вещи пускает в дело и использует в своей работе. Обычно Стратег - наиболее совершенствующийся во всем агентстве человек. Проблема только в том, что его потуги часто далеки от реальных нужд и задач родного агентства. Периодически он это понимает, но часто ничего не может с собой поделать. Главная опасность, стоящая перед Стратегом, - возможность превратить работу над стратегией в самоцель, а саму стратегию в вещь в себе, понятную только ему самому. Если так получается, то Стратег не только бесполезен, но и опасен для агентства, впрочем, не менее, чем самореализующийся Креатор.
В перспективе Стратегу предстоит переквалифицироваться в эккаунта (организовывать и координировать рабочие группы), а затем Сейлза. Он должен научиться не только заниматься образованием клиента, но и уметь в интересах агентства продать клиенту свой труд и кампанию в целом. Стратег вечно находится перед дилеммой и необходимостью совместить рекомендации по развитию бизнеса клиента с бизнес-интересами агентства. А это не просто. Ведь эти вопросы часто противоречат друг другу. Как художнику совместить искусство с выгодной продажей полотна?
Что интересного есть в работе Стратега? Может, это звучит громко, но это постоянное познание мира и самого себя. Развитие личности и карьеры может стимулироваться работой и происходить быстрее. Стратег думает о роли рекламы в формировании общественного сознания, морали и прочей всячине.
Стратег не может позволить себе самомнения Креатора или большей односторонности Медийщика. Его свойство - перфекционизм как постоянное стремление к недостижимому совершенству. Для успешного и сильного стратега нужна сильная и многосторонняя мотивация. Не только деньги, но и идея, и идеал. Стратегу нужно уметь хорошо рефлексировать над своими и чужими поступками, над рынком, поведением потребителя и еще массой странных вещей.
Со временем у Стратега помимо накопления большого опыта вырабатывается «чувство понимания клиента». Здесь он может стать хорошим, психологичным эккаунтом. Если не уйдет до того времени в консалтинг или на сторону клиента.
Желаемое совершенство мира Стратега, к которому он никогда не дойдет, является для его воспаленного сознания той удочкой, которую раньше подвешивали перед ослом, чтобы он шел быстрее.
Типология дизайнеров
Тип 1 («взрослый»)
В детстве и юности он здорово рисовал гоночные машинки и кораблики. Одноклассники просили нарисовать еще «вон ту машинку» в их тетради, чтобы потом любоваться ей на уроке природоведения. Окончив институт и получив специальность в области химических основ машиностроения в легкой промышленности, он задумался о будущем в пропитом лабораторным спиртом НИИ, в пропахшем гашеными бычками конструкторском бюро завода. В перерывах между посиделками с бывалыми коллегами за «пивом с чаем» и выполнением сверхважных заданий по разработке инновационной косилки для сена с пониженным содержанием соломы он наткнулся на установленную в его Pentium-100 графическую программу и попытался снова нарисовать ту машинку. Сразу не получилось. Раздобыв у соседа засаленную книжку с инструкцией, он стал шаг за шагом рисовать, пока, наконец, не изобразил нечто похожее на то, что бывало в тетрадках одноклассников. Ура!! Потом сосед по гаражу, который работал в каком-то мелком издательстве, за разговором и бутылкой водки произнес ключевую фразу: «Да нужна тебе эта твоя дыра? Пошли к нам! Нам как раз нужен дизайнер. Ты ж компьютер знаешь?»
И он пошел...
Сначала компоновал форзацы для новых переводных детективов, потом делал коллажи в Photoshop для тех же детективов со сценами буржуазной жизни, бокалами мартини и шикарными женщинами из Internet. Издательства и рекламные агентства сменяли одно другое. Он прочел почти полностью инструкцию ко всем применяемым программам и поэтому пользуется заслуженным уважением молодых коллег. Ведь именно он может подсказать им все «горячие» клавиши и особенности сохранения форматов файлов.
С высоты своего многолетнего опыта он, разумеется, считает, что в этой жизни учиться ему уже нечему и новое воспринимает только как повод высказать свое мнение. Он спокоен и умиротворен, как древнеримский гончар, крутящий свой каменный диск. В своей жизни он перевидал столько дизайнов и копирайтов, что теперь никто не может поспорить с его могучим опытом.
Периодически ему досаждают назойливые клиенты и молодые менеджеры, которые в силу своей ограниченности не могут понять всю истинность того, что он делает. Какое имеют они право судить его работу и указывать ему, что на этой визитке заведующего детским садом этот экскаватор не уместен? Зато он отлично умещается в размер и заполняет правый верхний угол. Кроме того, он отлично выйдет на печать в офсете. Уж он-то знает...
Получаемую зарплату он считает компенсацией за моральный ущерб от общения с вышеупомянутыми менеджерами, а ее размер - глупым непониманием руководства того, какого ценного специалиста они могут потерять в его лице. Он понимает, что так велик, что мир никогда не сможет дорасти до того, чтобы понять его величие. Но он будет продолжать работать, делать визитки для глупых клиентов и распугивать своим могучим опытом легкомысленных менеджеров.
Гончарный круг уже слишком тяжел, чтобы остановиться...
Тип 2 («юный»)
Его родители почти разорились на счетах за Internet, пока он учился в институте. Когда он был еще совсем юн и стоял перед открывающимися воротами Большой Жизни, виртуальная реальность хитрым броском из Mortal Combat уложила обычную offline-реальность на обе лопатки и завладела его неокрепшим рассудком. С тех пор все проявления жизни связаны для него с мерцающим в предрассветном сумраке комнаты экраном монитора.
Специальность заставляла заниматься чем-то реальным - ужасная перспектива. Становиться программистом было уже поздно, да и некогда: нужно было проходить новые уровни последней версии очередной «Стратегии» в реальном времени от первого лица. Оставалось начинать вырисовывать знакомых компьютерных монстров в CorelDraw.
Так, нарисовав несколько эпизодов из жизни колдунов и сумрачных эльфов и достаточно изучив возможности программы (благо, с компьютером он давно на «ты»), он решил заявить себя в offline-мире как дизайнер. Начал с малого: оформлял визитки для директоров фирм, торгующих деревянным швеллером и полиэтиленовым прокатом. Но все это было неважно, ведь теперь у него был способ заработать себе некоторое количество денег и даже, если повезет, получить «выделенку» на работе. Везло не всегда...
Самое главное, что теперь он достиг гармонии с offline-миром. Его общение с ним проходило только эпизодически: при разговоре с бухгалтером или при общении с менеджерами - монстрами из компьютерной игры. Все их реальные для них самих проблемы согласования макета с заказчиком для него были не более чем виртуальны. К чему переживать, ведь всегда можно загрузить сохраненный уровень и пройти его заново? Сейчас здесь за углом возьму лазерную пушку, так... в позицию, вот он показался... Беру на прицел... гашетка... Хм, это снова менеджер со своим макетом billboard. Как жаль, что в него нельзя всадить очередь из rocket-gun...
Ну, ничего... Это просто плата за его online-свободу. Какое ему дело до того, для чего и кого он творит все эти полиграфические этюды? Эта жизнь для него не более чем очередное игровое поле, которое, к сожалению, не удается отредактировать и выставить уровень сложности прохождения. Ну и ладно, зато есть полное электронное собрание сочинений всех fantasy авторов, скачанное из Internet и журнал Gamer-Over.
Double click... Loading... Enter next level... Start... FIRE!!! FREE!!!
Тип 3 («редкий»)
Полет фантазии на этот раз окончился успешно. Глядя на творение своих рук, он с трудом сдерживает гордость. Мышь и клавиатура - кисть и мольберт современного творца - и на этот раз помогли ему полностью воплотить все задуманное.
Еще с детства, до обучения в художественной школе, он отчетливо чувствовал гармонию окружающего пространства. В школе учителя изящных предметов не могли на него нарадоваться: чувство ритма, удивительное чувство баланса цвета и способность выразить карандашом на бумаге то, что не все могут выразить словами. За что бы в области искусства он ни брался, будь то игра на скрипке или складывание оригами, все выходило у него легко и непринужденно.
После окончания нескольких дизайнерских курсов и получения фундаментального художественного образования для него не стоял вопрос, куда пойти работать. Конечно же, в рекламу... Слово, которое заключает в себе тайну. Вот там-то будет возможность развернуться со своим творческим началом. Там, где работают исключительно неординарные и одаренные люди, он сможет реализовать все свои творческие начинания. Конечно, его взяли...
Он отдает себя всего творчеству в рекламе, а как иначе? Ведь он несет благую миссию - делать наш мир прекрасным! Так приятны обсуждения со столь же возвышенными коллегами очередного макета упаковки карамели. Полет мысли над полями разума, выраженный словами «асимптотическое стремление к законченности композиции», «устойчивость графических элементов» и «выразительность визуального образа»! Это ласкает слух и греет душу. Вот тот мир, в котором он хотел жить, воплощать себя в сегодняшней действительности! Пить мате, а не чай из пакетиков, сидеть в отдельной творческой лаборатории, куда непосвященные могут заходить только с величайшего позволения. Украшать стены японскими гравюрами и статуэтками из Папуа-Новой Гвинеи, вешать на стены турецкие ятаганы и настоящие великорусские балалайки. Здесь все только самое лучшее, самое красивое, самое эстетское.
Обсуждение макета вступало в кульминационную стадию - шел жаркий спор о воздействии на подсознание ассиметричного изгиба карамельной дуги в виде ленты Мебиуса и сочетании ее с огромным пурпурным изображением цветка тропической лилии... «Ребят, а где тут название продукта, его ж не видно? И это упаковка карамели, а похожа на упаковку для дамского нижнего белья. Ее ж дети будут бояться...» Кто впустил сюда этого менеджера? Почему этот человек, который только и может, что пить коньяк с таким же приземленным клиентом да считать его деньги, берется судить искусство? Срочно нейтрализовать... Потому, дорогой мой, что сама идея оформления упаковки несет в себе заряд неординарности и позитивизма и с точки зрения глубокой интроспекции внутренних мотивов несовершеннолетнего потребителя будет воздействовать на его скрытые мотивы познания и самовыражения. Понял? Менеджер, на мгновение осознавший, что прогулял в студенческую пору слишком много лекций, махнув рукой, уходит.
Творческий диспут продолжается в уютном заведении, где на стенах вывешены дизайнерские композиции из ржавых гвоздей и старых оцинкованных леек. Он с коллегами пьет абсент, задувает горячий воздух через трубочку и ощущает себя человеком, постигшим Гармонию.
Следующий тост за нее - Гармонию, навсегда победившую разум.
Читайте также
Что ждать от перменчивой фортуны? Анализ кадрового рынка
Внутрифирменная коммуникация глазами японцев и американцев
Кадры решают все… Пособие по работе с рекламным фотографом 1
Подготовленные кадры решают все
Advertising Account Planning: трудно перевести на русский, но легко понять суть 1
Комментарий
19.07.2010 14:26
marrry
браво авторам! =)
Новое сообщение