Case-study. Серебранный лучник- 2004
В далеком девятнадцатом веке еще никому не известный Иоганн Штраус, трясясь в колымаге и с тоской разглядывая в окно покосившиеся и полусгнившие российские деревеньки, вспомнил Мольера: «Кой черт понес меня на эти галеры?». Впрочем, тут он лукавил - он знал, что это был за черт. Черта звали «Деньги». И немалые - сам российский император предложил за сезон молодому австрийскому музыканту неслыханный гонорар. В его случае деньги решали все. Или почти все. Еще ему нужна была слава. Он должен был вернуться в Австрию триумфатором.
Первый же концерт Штрауса стал настоящим триумфом. Эти холодные русские аристократы отбили себе все ладони, аплодируя ему. Еще бы, он выложился весь, до самой последней ноты. Скрипка буквально дымилась у него в руках. А его вальсы... О, сочинять он умел! Он всюду слышал музыку - в пении птиц, в шелесте листвы, даже в скрипе колес...
Русский сезон Штрауса растянулся на десять лет. У него все получалось. Ему игралось, но самое главное - писалось - необычайно легко.
В начале двадцать первого века самолет «Люфтганзы» приземлился в аэропорту Пулково. Почти через полтора столетия после первого визита своего славного родственника на российскую землю прибыл доктор Эдуард Штраус, внучатый племянник великого композитора. К музыке он не имеет никакого отношения, он - юрист, и неплохой, раз его избрали членом Верховного суда Вены. Но так получилось, что именно он возглавляет Венский институт по изучению наследия семьи Штраусов, и ему было очень приятно, что русские решили возродить Павловские сезоны, на которых блистал его великий предок. Правда, он решительно не понимал, кому это здесь будет нужно. У России очередные трудности. Как-то не вяжутся с жизнерадостными вальсами его деда Чечня, теракты и что там еще? Да, загадочная русская душа...
Проблематика
В 1835 году Николай I повелел провести первую железную дорогу, которая связала Санкт-Петербург, Павловск и Царское Село. На лето в Павловске собирался аристократический бомонд, но новый способ передвижения считался развлечением крайне опасным и не пользовался популярностью. Великий князь Михаил Павлович придумал весьма остроумный выход из ситуации: рельсы протянули в самое сердце Павловского дворцового сада, где построили «воксал с гостиницей для пристанища и удовольствия публики». На концерты, которые стали регулярно устраивать здесь с 1838 года, публику привозил поезд, прозванный «поездом удовольствий». На летние музыкальные вечера в Павловске стал собираться весь великосветский Петербург.
В 2002 году Павловску исполнилось 225 лет. За эти годы дворцы и парки на берегу Славянки знали только двух законных хозяев - царскую семью и государственный музей-заповедник, основанный в 1918 году. Государственный музей-заповедник «Павловск», любящий свою историю и ценящий свое место в ней, хотел отметить юбилей неординарно, напомнив о своих исторической и культурной ролях. Поэтому идея журналистки «Известий» Юлии Кантор возродить традиционные музыкальные вечера в Павловске была воспринята на «ура».
Возрождение идеи «садового музицирования» было идеей красивой, но в исполнении очень и очень непростой. По масштабу замысла она претендовала на то, чтобы стать целым явлением в культурной жизни и Павловска, и Санкт-Петербурга, и , может быть, всей страны. Чтобы вместо этого не получилось очередное скучное выступление артистов филармонии для десяти-двадцати зрителей, нужны были профессиональные исполнители (не только музыканты) - те, кто мог бы на должном уровне и грамотно воплотить идею. И еще нужны были средства.
Целевая аудитория
- российский и зарубежный бомонд;
- политическая и деловая элита России и зарубежья;
- жители Павловска, Санкт-Петербурга;
- гости, туристы из ближнего и дальнего зарубежья.
Цели и задачи
Цель Проекта - возродить традиционные музыкальные вечера в Павловске.
Стратегия
По замыслу авторов вечеров «Большого вальса» должно было быть 10 - по числу сезонов, проведенных Штраусом в России. Определили время проведения фестиваля - июль-август. Для удобства публики все концерты планировались на выходные дни. В программу были включены не только произведения короля вальса, но и произведения Чайковского, Глинки, Шопена - ведь и сам Штраус на своих «Павловских» концертах играл музыку русских и зарубежных композиторов.
Авторы и исполнители проекта понимали, что фестиваль Штрауса не может обойтись без благословения его семьи и его Родины. Поэтому было инициировано приглашение и договоренность о приезде с внучатым племянником великого композитора Эдуардом Штраусом, который возглавляет комитет по творческому наследию великого композитора, и хранителем бумаг Иоганна Штрауса - Томасом Айгнером, директором музыкального собрания Вены. Также было очевидно, что фестивалю нужно серьезное общественное представительство. Было найдено решение, которое мы полагаем изящным - создан Почетный комитет фестиваля. В него вошли доктор Эдуард Штраус, доктор Томас Айгнер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, директор музея-заповедника «Павловск» Николай Третьяков и председатель правления Промышленно-строительного банка (ПСБ) Александр Пустовалов. Председателем Почетного комитета фестиваля стал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
ПСБ принял на себя практически все организационные расходы. Единственным коспонсором фестиваля стала авиакомпания «Люфтганза», взявшая на себя расходы по доставке зарубежных гостей.
Отдельным и чрезвычайно важным вопросом был вопрос, какой аудитории следует адресовать сами концерты. С одной стороны, «пафос» фестиваля и приглашение звезд подталкивали к тому, чтобы сделать концерты элитарными. В то же время это противоречило бы самой идее «садовой музыки», прославившей Павловск. Ведь «садовая музыка», звучавшая под открытым небом, предназначалась всем, кто ее слышит, без различия титулов, чинов и званий. Поэтому, разослав именные приглашения VIP-персонам, банк принял беспрецедентное решение - взял на себя расходы по оплате билетов. В результате билет на концерт стоил всего 50 рублей. Делать же вход совсем бесплатным организаторы посчитали неправильным - у каждого достойного дела должна быть цена.
Тактика, креативные решения
В первую очередь авторы наладили конструктивное взаимодействие между несколькими организациями, без участия которых фестиваль не смог бы состояться. В него вошли представители музея-заповедника «Павловск», Санкт-Петербургской филармонии, Мариинского театра, Эрмитажа, а также представители администрации Санкт-Петербурга и Павловска. Исполнительным директором фестиваля стала Анна Забельская, пресс-секретарь ГМЗ «Павловск», а арт-директором - автор его идеи Юлия Кантор. Финансовую поддержку обеспечил Промышленно-строительный банк Санкт-Петербурга (ПСБ СПб).
Сам фестиваль обрел имя - «Большой вальс в Павловске». Поскольку вокзал, в котором выступал Штраус, сгорел во время войны, было решено проводить концерты в недавно отреставрированном Павильоне Роз тем более, что, по мнению всех членов оргкомитета, он прекрасно подходил к музыке композитора.
Практические действия
Рекламная и информационная кампания стартовала в июне 2002 года. Реклама должна была быть похожей на ту, которая сопровождала концерты в XIX веке. Эта стилизация прослеживалась не только в рекламных текстах и художественном оформлении, но и в том, что сами средства рекламы были избраны те, которые были в ходу в историческое время - уличные афиши и объявления в газетах.
Что касается информационной поддержки - организаторам удалось заинтересовать журналистов предстоящим событием и показать им, что оно значит для Павловска, Санкт-Петербурга, для истории. Были инициированы интервью с Валерием Гергиевым, Михаилом Пиотровским, Николаем Третьяковым и другими известными деятелями культуры. В печати, на радио и телевидении, в интернете стали «сами собой» появляться публикации и сюжеты на тему предстоящего фестиваля.
С начала июля до середины августа - в дни самого фестиваля - информационно-рекламная кампания продолжалась, но уже по-другому. На этот период фестиваль был накрепко «вбит» в повестку дня культурной жизни Санкт-Петербурга и России и освещался через анонсы очередных концертов, репортажи и отзывы зрителей.
В музыкальной программе, исполнявшейся в Павловске с 5 июля по 11 августа 2002 года, принимали участие ведущие коллективы и солисты Петербурга, Москвы. Открыл фестиваль почетный гость - Эдуард Штраус.
На фестивале прозвучали произведения Штрауса и Дворжака, Глинки и Чайковского, Брамса и Чимарозы, Хачатуряна и Грибоедова, Оффенбаха и Пьяцоллы, Вебера и Шопена и многих других композиторов. И, конечно же, состоялся специальный вечер «Приношение Иоганну Штраусу», где кроме бессмертных мелодий виновника торжества были исполнены произведения Шумана, Шуберта, Верди-Басен, Вебера.
Фестиваль прошел настолько успешно, встретил такой теплый прием публики, что, отдышавшись, оргкомитет и Почетный совет единодушно приняли решение повторить его в следующем, 2003 году.
А 2003 год был годом 300-летия Санкт-Петербурга. Ожидался большой наплыв туристов не только со всей России, но и из-за рубежа. Статус фестиваля и ответственность организаторов заранее повышались.
Во-первых, требовалась новая смысловая связь. Надо было включить в программу какие-то события и в Санкт-Петербурге, при этом не разрушая концепцию «садового музицирования». Так появилась выставка «Иоганн Штраус в России. XIX-XXI вв.» в стенах Петербургской филармонии, где, как известно, маэстро также выступал. Во-вторых, программа фестиваля была сформирована более компактно. Она ограничивалась 10 днями. Возникла идея сориентировать программу на те жанры, которые особенно любил и использовал сам Штраус. В третьих, появился новый партнер - оргкомитет празднования юбилея Санкт-Петербурга. Фестиваль в полной мере пользовался площадкой международного пресс-центра, организуя на ней пресс-конференции и презентуя «Большой вальс-2003».
В марте здесь была проведена первая пресс-конференция с рассказом о предстоящем фестивале и о роли банка как спонсора и со-организатора. В мае здесь же была представлена публике новая полиграфическая продукция фестиваля.
В начале июля пресс-конференцию о фестивале мы организовали в Мариинском театре, на которой Валерий Гергиев и Михаил Пиотровский подписали и представили публике договор между Мариинским театром и Эрмитажем о новых совместных программах в честь 300-летия Санкт-Петербурга. Центральной частью этих программ стал «Большой вальс в Павловске».
О самих «десяти днях, которые потрясли Павловск», расскажем кратко. В этом году Эдуард Штраус был приглашен не только как гость фестиваля, но и как участник концертной программы. Со сцены он читал письма своего прапрадедушки к Ольге Смирнитской.
В дни фестиваля в Павловск прибыл и сам Иоганн Штраус. Памятник работы Эдмонда Хельера, австрийского композитора и скульптора, почти сто лет украшает парк Вены и является символом австрийской столицы. Его точная копия была передана Австрией в дар Санкт-Петербургу к 300-летию города и установлена в Павловском парке. Открыл памятник Эдуард Штраус, который на этот раз приехал вместе с женой и двумя сыновьями. «Иоганн Штраус вернулся в Санкт-Петербург, чтобы остаться здесь навсегда», - так закончил он свою речь.
Завершился фестиваль гала-концертом в Большом Зале Санкт-Петербургской филармонии. На концерте состоялась премьера нового произведения петербургского композитора Сергея Слонимского «Штраус-вальс», которое было написано специально для фестиваля и посвящено его главному герою.
Результаты
«Большой вальс в Павловске», скорее всего, станет ежегодным. По крайней мере, таково намерение всех, кто помог ему состояться. А ПСБ СПб намерен и дальше финансировать «Большой вальс» и превратить его в одно из самых ярких событий музыкальной и культурной жизни России.
Благодаря рекламной и информационной поддержке фестивалю был обеспечен большой интерес публики. Свободных мест на концертах не было.
На 5 Всероссийском фестивале «Интермузей-2003» «Большой вальс в Павловске» был признан лучшим музейным проектом года.
Всего о фестивале в 2002-2003 г.г. появилось более 400 публикаций и сюжетов.
И еще. Эдуард Штраус был счастлив. Он был в восторге от фестиваля: «Фестиваль прошел очень ярко. Приятно, что им заинтересовалось такое количество прессы и что концерты были аншлаговыми».
Комментарий
Новое сообщение