Сегодня рекламисту необходимо проявить чрезвычайную изобретательность, затратить уйму времени и средств, выдвинуть новые идеи, чтобы реклама эффективно участвовала в продвижении товара, услуги или торговой марки (товарного знака, брэнда). Эта изобретательность, поиск и новые идеи могут стать действенным средством повышения рентабельности рекламной фирмы в том случае, если этим новым идеям и находкам будет предоставлена правовая охрана согласно нормам патентного права.
Согласно действующему Патентному закону РФ (введен в действие 14.10.92) правовая охрана предоставляется изобретению, полезной модели и промышленному образцу.
Понятие "изобретение" пришло к нам из глубины веков. По своей сути оно означает оригинальную идею, нетривиальное решение какой-либо проблемы, "умственную находку".
Появление на определенном периоде существования общества такого интеллектуального продукта, как изобретение, дало мощный импульс техническому и духовному прогрессу.
Патентная форма охраны существует почти во всех странах мира. По своей сути патент - это государственная охранная грамота, выдаваемая по закону и предоставляющая ее обладателю исключительные права на новый (или новые) объекты промышленной собственности (далее -ОПС).
Патент дает владельцу монопольное владение рынком в течение срока его действия и на указанной территории, возможность патентообладателю самому использовать изобретение в промышленном масштабе, предоставлять всем заинтересованным лицам лицензии на право использования изобретения.
Патентная форма охраны - весьма действенна и эффективна, так как право на владение, распоряжение и использование ОПС возникает после регистрации объекта в Патентном ведомстве и в большинстве случаев после проверки на новизну, оригинальность, то есть, на соответствие определенным критериям.
Среди ОПС важнейшими являются изобретения. Они выгодно отличаются от всех других объектов тем главным качеством, что именно они определяют прогресс той или иной идеи. Это важно всегда иметь в виду бизнесменам и предпринимателям для обеспечения безопасности своей коммерческой деятельности и высокой конкурентоспособности бизнеса.
Так, московское АОЗТ "Хад-Софт" запатентовало "Способ организации рекламной товарной продукции" (патент № 2107332 с приоритетом от 17.09.95). Отличительной особенностью этого способа является то, что каждое товарное изделие или продукт до или в момент реализации товара маркируют индивидуальным индексом, а после реализации их маркировки идентифицируют в качестве номинального средства, подтверждающего приобретение.
На основании этого способа эта же компания получила свидетельство на полезную модель № 2159 с приоритетом от 17.09.95. - товарное изделие в качестве рекламоносителя, содержащее товарный продукт, например, в упаковке и маркировке, отличающееся тем, что маркировка выполнена в виде подложки с индивидуальной рекламной информацией, и размещенной на каждом товарном продукте с возможностью послепродажной индивидуальной идентификации товарного изделия. То есть, в рекламных целях каждая единица реализуемого товара маркируется индивидуальным цифровым индексом с последующим проведением лотереи.
В том же году часть товаров компании "Хад-Софт" (прокладки, подгузники и т.д.) была снабжена специальными стикерсами с индивидуальными номерами.
По сообщению газеты "Коммерсант-Ъ" (№ 196 от 14.11.97) компания "Хад-Софт" предъявила иски и заявления в арбитражный суд, прокуратуру и Антимонопольный комитет к одному из нарушителей их патентных прав - корпорации "Довгань" и готовила иски по деятельности ряда других компаний - "Вист" (компьютеры), "Стэнс" (зажигалки), ликероводочного завода "Топаз" (водка "Топаз"), также проводящих лотереи по специальным номерным талонам на свою продукцию.
Комбинированная форма охраны новых рекламных идей - способ в качестве изобретения со сроком действия патента в 20 лет и полезная модель со сроком действия свидетельства в 5 или 8 лет на конструктивное выполнение товарного изделия - очевидно позволит этой компании-патентовладельцу удерживать свое преимущество на рынке данного вида продукции.
В области полиграфии, печатной рекламы быстрым действенным инструментом защиты монопольного права является полезная модель. К этой форме защиты в последнее время прибегает все большее количество заявителей.
Так, полезной моделью РФ № 2955 защищены варианты печатного издания, включающие газеты, журналы и книги, отличающиеся тем, что по меньшей мере один элемент заданного типа в определенном месте снабжен меткой, вид которой выбирается случайным образом из заданного набора, причем на часть поверхности упомянутого печатного элемента, включающую упомянутую метку, нанесена непрозрачная удаляемая маска.
Ламинированный ценник (свидетельство на полезную модель РФ № 6167) защищает устройство, содержащее необходимую информацию и два слоя защитного связующего состава на противоположных сторонах ценника.
Этот ценник характеризуется тем, что он содержит на одной из поверхностей напечатанную постоянную информацию (например, сведения о фирме, логотип, адрес), а на ламинирующем эту поверхность слое - изменяющуюся информацию.
Предметом охраны полезных моделей РФ № 7375 и № 7541 научно-технической информационной фирмы "Студия-С" является конструкция справочника "Ситес" и поискового аппарата к нему. Полезные модели защищают выполнение поискового аппарата из печатных листов разного цвета и собранных в блоки одного цвета, расположенных в определенной последовательности. При этом цветовая индикация выведена в обрез справочника.
Рекламным фирмам, специализирующимся на этом виде рекламы, необходимо отслеживать патентную стратегию потенциальных конкурентов.
Перспективным и эффективным видом защиты новых рекламных и дизайнерских идей являются патенты на промышленные образцы.
Патентами на промышленные образцы защищаются любые виды печатной продукции: бланки платежных документов, счета-извещения (патент РФ № 42500).
В качестве полезных моделей активно патентуются конструкции ежедневников, различных блоков, банковских чеков, векселей, карточки расписаний и т.п.
В последнее время усилился интерес к защите полезными моделями средств наружной рекламы: информационных стендов, рекламных модулей, щитов, светорекламных установок.
Также намечается тенденция к защите разработок дизайнеров в области архитектуры малых форм (павильонов, киосков, навесов), новых видов объектов, таких, как: мороженое, кондитерские и хлебобулочные изделия.
Читайте также
Имя собственное. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе
Свою интеллектуальную собственность нужно защищать
Комментарий
Новое сообщение