Что представляет собой процесс создания рекламы? По мнению одних специалистов, это ремесленная рутина, которая как процесс может быть обеспечена определенными технологиями. По представлениям других - это таинственный, часто интуитивный процесс, который не поддается технологическому описанию, технологической регламентации. Чем же является процесс создания рекламы, или рекламное дело, на самом деле - технологией, творчеством, а, может, просто ремеслом? Спектр мнений по этому поводу огромен.
В связи с этим имеет смысл выстроить ряд концептуальных позиций (представлений), раскрывающих данную тему, и рассмотреть, каким образом выбор позиции может предопределять конкретную практику разработки и создания рекламы или, другими словами, насколько позиция, которую занимает рекламист, обусловливает его конкретную работу и ее успешность.
Три представления - три этапа развития деятельности рекламиста
Первая, «архаичная» (то есть самая ранняя по времени возникновения) концептуальная позиция определяет рекламу как ремесло. Имея собственное содержание, эта позиция содержит в себе потенциально (эвентуально) две других позиции: технологическую и креативную, которые сегодня, на современном этапе развития рекламной деятельности, разведены по разные стороны своеобразных концептуальных баррикад. В содержании ремесленной деятельности сплавлены два практических момента: некое ноу-хау, изобретенное мастером (собственно элемент творчества) и его тиражирование в продукте (элемент технологизма).
Действительно, ремесло зиждется на определенного рода приемах, способах выработки, принадлежащих отдельному мастеру, который способен производить определенный продукт, применительно к рассматриваемой сфере - рекламный. Как правило, приемы, применяемые конкретным человеком, не отчуждаемы от этого человека-мастера, от того, кто производит рекламу. А такой способ деятельности и порождения рекламного продукта, как говорят специалисты, фактически не рефлектируется или слабо рефлектируется самим носителем приемов. Мастер может порождать продукт, но описать способ его создания ему не удается. В процессе созидания рекламы это характерно для первоначального этапа становления профессии рекламиста. А поскольку реклама как массовидная деятельность существует не так давно, то и особенности ее организации все еще очень похожи на ремесленный способ порождения продукта.
Можно утверждать, что сейчас в рекламе работает множество ремесленников, породивших когда-то свой личный прием, обеспечивший эффективность их деятельности как рекламистов. Этот прием они хранят как свое ноу-хау, некое личное изобретение, и пользуются им, чтобы создавать рекламный продукт. Ремесленнический прием позволяет воспроизводить тот же самый продукт, но с меньшей унификацией, и только тому человеку, который этот прием фактически создал. Или передавать его «по наследству» - через особого рода деятельность, организованную по типу подражания - ученики, включенные в деятельность по порождению этого продукта, сами не рефлектируя, овладевают некоторыми секретами мастерства своего учителя. Этот тип обучения сейчас может иметь место, но он недостаточно эффективен, такое штучное воспроизводство не закрывает нишу спроса на специалистов в области рекламы. И ко всему прочему такой способ обучения крайне дорог. Он фактически не окупается и оказывается неконкурентоспособным на том рынке, который сейчас выстроен по технологическому типу организации.
Отчуждение приема от его создателя и возможность воспроизведения его любым другим человеком является, по сути, родовой характеристикой технологии, позволяющей тиражировать и унифицировать продукт. Для этого технология, собственно говоря, и создается, в том числе и рекламная.
Те приемы, которые были авторизованы и слиты с самим создателем приемов на этапе ремесленничества, начинают приобретать особую цену, товарную характеристику и входят в оборот, в систему воспроизводства этого мастерства, в процесс обучения. По мере того как профессия становится массовидной, люди, которые занимались ремеслом на интуитивном уровне, вынуждены учиться описывать свою деятельность технологически, или это делает за них кто-то другой, наблюдая за процессом со стороны. А технология уже, в отличие от ремесленных методов, способна быть воспроизводимой и передаваемой, транслируемой от одного человека к другому. Становление профессиональной технологической культуры является признаком и сопутствующим моментом массового профессионального создания рекламы, что мы сейчас и наблюдаем.
По мере того как спрос на рекламу резко возрастает, рекламное дело в силу своей технологизации становится более однообразной, рутинной деятельностью. Все, что рождается с помощью унифицированных приемов, неизбежно несет на себе печать технологического шаблона. И пока рекламная ниша заполнена не очень плотно и есть вакуум, который можно и нужно быстро заполнять на основе технологического тиража, такое положение рынок устраивает. Спрос на рекламу сегодня все еще удовлетворяется в основном за счет технологической оснастки.
Однако уже начинается процесс перенасыщения рекламой такого рода. Появляется запрос на эксклюзивную рекламу - уникальную и по своему содержанию и по своей форме. Такого рода рекламный продукт основан на порождении новых способов создания рекламы. Именно в этом случае создается уникальный рекламный продукт и его создание подчиняется уже не законам технологического воспроизводства, а законам психологии творчества.
Для каждого уникального продукта должен существовать свой, уникальный метод порождения этого продукта. Уникальный рекламный продукт - это нечто, выпадающее, или даже выламывающееся, из контекста типовой рекламной продукции, которая сейчас переполняет рынок. Именно такой продукт решает задачи заказчика - быструю капитализацию бренда, создание конкурентного преимущества в имиджевом поле и т.д. Соответственно, востребуемое рынком свойство уникальности рекламного продукта оставляет значительную нишу для творческого компонента разработки рекламы, как особого созидательного процесса. Чем больше рынок рекламы заполняется типовыми рекламными продуктами, тем больше нарастает потребность в продуктах эксклюзивных. Я бы рассматривал этот процесс как третий отдельный самостоятельный этап становления профессии рекламиста. Здесь уже будут вступать в действие другие законы профессиональной деятельности, поскольку деятельность, построенная по ремесленному, технологическому или креативному типу, - это разные виды деятельности, разные этапы становления профессионального мастерства. Именно в этой сфере есть интересные психологические и в каком то смысле мировоззренческие наработки, которые могут предопределять перспективу развития рекламного дела как особого вида деятельности.
Творческая составляющая в технологической, ремесленной и креативной деятельности
Определим, чем отличается собственно креативная деятельность рекламиста от технологической и от ремесленной. Это непросто. Элементы творчества есть и в ремесленной деятельности и в технологически выстроенной. Причем в первой их больше, чем во второй. Эти элементы творчества носят преимущественно ситуативный характер.
В ремесленной деятельности человек, как правило, создает некое свое, индивидуальное средство, которым он дальше овладевает. Этот секрет профессиональной деятельности обеспечивает ему эффективность и конкурентоспособность. Средство воспроизводится, позволяя создавать более-менее унифицированный продукт с небольшими ситуативными вариациями внутри этого стиля. Вариации крайне ограничены и определены изначально порожденным способом (пример - Гжель, школы в живописи). Средство, порожденное когда-то автором, закрыто, а продукт имеет репродуктивный характер. Таким образом, в ремесле творческая составляющая фактически одноразовая - когда изобретается само ноу-хау, дальше идет ремесленная рутина.
В технологической позиции ситуация еще более унылая и рутинная. Потому что средство не порождается, а лежит в ряду использования, а продукт многократно тиражируется. Технология хороша тем, что варьирование продукта деятельности возможно, это происходит при смене или рекомбинации средств производства рекламы, поскольку их можно брать из разных источников, они описываются и транслируются в профессиональной образовательной культуре. Единственное ограничение - существующий перечень имеющихся на данный момент технологий.
Технология задает определенный тип субъектности, который, неся на себе технологию, производит достаточно унифицированный продукт. Если в ремесле субъект порождает средство деятельности и частично владеет им, то здесь средство почти полностью подчиняет себе субъекта, определяет его, и уже подчиненный технологии субъект выдает некий продукт.
При креативном типе деятельности субъект все время производит разные средства деятельности, которые обеспечивают, с одной стороны, уникальность продуктов. С другой стороны, если произведенный продукт признан профессиональным сообществом эффективным и качественным, то вторым шагом будет унификация и технологизация средства, которое под этот продукт изобреталось. А дальше это унифицированное технологическое средство позволяет выдавать продукты, близкие к некоему эталону, уже теми, кто осваивает это средство как технологию.
Почему всегда апологеты, последователи, как правило, не могут превзойти своего учителя? Потому что они воспроизводят его способ как технологию. Значит, их продукт фактически является всего лишь вариацией первоначального продукта, не более. Эталон всегда задается творческой личностью. И только тогда продукт является произведением рекламного искусства и становится культурной ценностью, когда он несет в себе функцию эталона по отношению к подобиям.
Творческий субъект деятельности как раз и определяется тем, что он порождает не одно средство, а разные, под каждый конкретный случай, каждый конкретный продукт, каждый конкретный заказ. Этим и отличается креативная реклама от технологической и ремесленной.
Итак, можно сказать, что появление мощных информационных средств ставит на поток разработку технологических способов порождения рекламы. В этом смысле технология становится собственным могильщиком. Максимальное развитие технологической оснащенности рекламной деятельности приводит к обратным эффектам по отношению к технологической традиции: спрос на типизированный рекламный продукт оказывается все меньше и меньше. Его крайне легко порождать, то есть этот процесс массовизируется и обесценивается как в прямом, так и в переносном смысле. Типовые рекламные продукты начинают переполнять собой рынок. Соответственно, уже сегодня возникают объективные предпосылки, взрывающие данную профессиональную позицию изнутри. Компьютерная графика, мультимедийные средства вынуждены перефункционализироваться: они переходят из области технологий самой рекламной деятельности в область инструментов творческой деятельности рекламиста. Именно творческой, потому что разработка нового средства рекламы предшествует порождению нового рекламного продукта. И каждый раз процесс созидания рекламы возобновляется.
Психологическая специфика современной рекламной деятельности
Может ли ремесленник или технолог стать креатором? Конечно. На самом деле это не просто разные виды организации деятельности и разные этапы, но в каком то смысле это еще и разные профессиональные позиции, каждая из которых может быть занята специалистом по рекламе при определенных условиях. Перекочевать из одной культуры профессиональной деятельности в другую, прежде всего, трудно психологически - надо менять тип мышления. С психологической точки зрения рекламист-ремесленник закрыт, он хранит свое ноу-хау, как нечто неприкосновенное, и чем больше он его охраняет от других, тем больше он для себя закрывает возможность использования других способов производства конкурентоспособной рекламы. И теряет конкурентоспособность. Но, с другой стороны, чем больше он упорствует в своей самобытности, тем больше у него шансов порождать новые способы деятельности.
У рекламиста-технолога есть большой соблазн не производить самому средства, потому что это затратно, в первую очередь затратно психологически. Ему проще обратиться к спектру возможных других технологических приемов, которые выложены в разных учебниках, в интернете, в профессиональных тусовках. Ему проще взять новое средство со стороны и пустить его в свой профессиональный оборот.
Здесь может возникнуть закономерный вопрос: насколько вообще полезно для производителя рекламы системное знакомство с другими средствами, постоянная оглядка на соседей?
Для ремесленника это разрушительно. Потому что он вынужден либо отказаться от своего способа, либо его подновлять, но тогда он теряет своё ноу-хау. Креатору это одновременно и полезно и вредно. Все зависит от того, с каким прицелом он смотрит на другие средства и технологии. Если он видит в них материал, из которого он может создавать свое новое средство, а не способ воспроизводить эту технологию для порождения рекламного продукта, тогда это знакомство полезно. Бывает, что креатор «смотрит по сторонам» и сваливается в позицию технологиста, то есть начинает брать готовое средство и его использовать. Технологическая позиция соблазнительна тем, что, находясь в ней, легко производить продукты, но она одновременно и опасна, поскольку специалист по существу отказывается от собственной креативности, а, значит, и той доли своей конкурентоспособности, которая рынком востребована в виде спроса на эксклюзивные рекламные продукты.
У субъекта должен существовать баланс между взглядом на сторону и внутрь себя в поисках творческой энергии, способной вырабатывать новые средства производства новых продуктов рекламы.
Человек, который хотел бы стать профессионалом в сфере рекламы, может занять любую позицию. Он может сначала работать как ремесленник, потом перейти к технологическому способу производства рекламы... Но, как правило, эти переходы очень трудны и имеют много психологических издержек.
Система образования в рекламном бизнесе
Вы заметили, что большинство наших наиболее заметных рекламистов первым имеют, в основном, техническое образование? Тому есть несколько причин.
Первая. Помимо того, что техническое образование в России традиционно весьма основательно, его главным достоинством является привитие определенной системы мышления - технологической. Сегодня даже в российской экономике доминирующей формой профессионального мышления и самой деятельности является именно технологическое мышление. Но дело не в этом. Технологическая деятельность породила целый спектр направлений, которые позволяют осуществлять эту самую деятельность достаточно эффективно. Именно в технике были разработаны так называемые «креативные технологии». Парадоксальное словосочетание, не правда ли? Ведь технология по определению не может быть креативной. Тираж, унификация и утилизация - вот три главные составляющие технологизма. Тогда как понять и осмыслить само это словосочетание?
Дело в том, что в рамках технологии все-таки возможен некоторый зазор для творчества и лежит он в сфере компиляции, в сфере комбинаторики средств. Если средств несколько, а не одно как в ремесле, мы можем получать некоторое разнообразие продуктов за счет того, что будем компилировать или комбинировать при получении продукта уже имеющиеся средства его производства. В этом и заключается искусство инженера, сама специфика инженерно-технологического труда. По существу инженер по определенным нормам комбинирует средства деятельности, следовательно он имеет возможность и некоторое пространство для технологического творчества. В этом смысле можно говорить о том, что какие-то элементы творчества возможны в рамках технологических процессов, но они ограничены возможной системой комбинации средств.
Вторая причина. Именно в рамках технической культуры были разработаны мета-технологии, мета-методы, как бы над-технологии. На самом деле это так называемые эвристические методики, которые способны помочь человеку задать пространство, масштабы и метрику комбинирования простых технологий в более сложные. Большинство технических изобретателей пользуется именно такими эвристическими методами. Есть методы ИПИД, ТРИЗ, синергетика и др., которые используются рекламистами. Уже лет 15 назад в технике существовало более 150 таких мета-технологических систем, которые позволяли изобретателю оптимизировать процесс изобретения новых технических решений. Введение некоторое время назад в хороших технических ВУЗах России предметов, связанных с технологией изобретательства, привело к тому, что среди инженеров, техников и технологов появились специалисты, которые смогли стать достаточно конкурентоспособными и в других сферах, в том числе и в рекламной деятельности.
Если говорить о процессе обучения рекламной деятельности в целом, о том, как выбрать наиболее оптимальную стратегию современного образования рекламистов, то в первую очередь очень важно сделать доминантной не технологическую, а креативную стратегию, и уже на этом фоне формировать системные знания, умения и навыки студента о других способах организации рекламной деятельности. Но с оглядкой на то, чтобы не впасть в тупое воспроизведение и тиражирование имеющихся образцов. К сожалению, в большинстве ВУЗов, готовящих рекламистов, дают некие образцы технологий и дальше смотрят, насколько произведенный обучающимся рекламный продукт приблизится к эталону. Близко - значит, технологию освоил.
В сферу же целостного, а не компилятивно-технологического креатива, в сферу воспитания профессионала как творческой личности образование все еще практически не заходит. Хотя именно в этом секторе происходит самое важное - становление профессионала, ориентированного не только на потребу дня сегодняшнего, но и завтрашнего.
Комплексный характер образования, ассимилирующего в целостную систему сильные стороны креативной, технологической и ремесленной составляющей деятельности современного рекламиста, требует помимо особой системы отбора форм и содержания самого образования еще и того состава преподавателей, которые смогут такую систему воплотить в профессиональную жизнь своих учеников. В ремесленничестве и технологии много рутины, а креативная деятельность мучительна - каждый раз необходимо рождать что-то новое. Не каждый способен посвятить себя этой «сладкой муке». Тот, кто по своим личностным возможностям или нежеланию не способен это делать, может осваивать преимущественно технологический или ремесленный сегмент профессиональной деятельности рекламиста и становиться исполнителем творческого замысла креатора. В современных рекламных фирмах возможен симбиоз разных специалистов.
Организация рекламного производства
На самом деле креатор не чужд технологии как таковой. Посмотрим, как строится организация в развитом модельном бизнесе, в сфере производства моды. Изобретено новое средство, а за ним произведен и новый продукт. Средство некоторое время держится в секрете, как ноу-хау, это порождает максимальный ажиотаж и спрос на рынке на новый продукт. Когда спрос на продукт уже есть, на рынке появляется спрос на средство его производства. Технологи оформляют ноу-хау как технологию, средство трансформируется в профтехнологию, что дает вторую часть прибыли от изобретения. Креатор же продолжает работать в сфере креатива. Дальше технология осваивается массово. В результате мы имеем три градации: сначала появляется коллекция одежды от кутюр, потом коллекция прет-а-порте, а затем уже ширпотреб. Фактически производственная деятельность, устроенная по креативному типу, позволяет получать три формы прибыли. Это распространяется и на рекламную мастерскую.
Сегодня наша беда в ограниченности организационных форм, которые используются в профессиональной среде рекламистов. На данном этапе развития рекламного рынка мы имеем преимущественно технологическую или ремесленную организацию, креативный же тип организации рекламного производства представлен пока весьма скудно.
Будущее за описанным комплексным типом организации, наиболее затратным, но и наиболее конкурентоспособным. Именно такие производства будут снимать сливки с рынка рекламы троекратно.
Психологические концепции творчества: случай, технология или рефлексия
В основании всех приведенных выше рассуждений лежат три психологические концепции творчества.
Относительно недавно мне и моему коллеге Игорю Семенову удалось на материале психологии обосновать различение трех типов методологических ориентаций в профессиональном сознании и, соответственно, трех типов профессионального мышления, которые воспроизводятся в современной культуре: натуралистический (естественнонаучный), технический и гуманитарный (культурологический). Каждый из этих типов мышления имеет свою специфику (их ключевые признаки описаны в книге: С.Степанов «Рефлексивная практика творческого развития человека и организации», 2000, изд. «Наука»). Это различение было применено к рассмотрению психологических моделей творчества.
Из истории психологии творчества явствует, что на первом этапе была создана и отработана модель так называемого «творчества как естественного процесса», где главным механизмом творческого процесса является по существу «его величество Случай». Целый ряд экспериментов (Отто Зельца, Карла Дункера, Макса Вертгаймера, С.Л. Рубинштейна) показал, что для того, чтобы человек что-то открыл, должна возникнуть проблемная ситуация и должен подвернуться счастливый случай в виде «подсказки» к ее разрешению (вспомним миф о ньютоновом яблоке, о мартышках Кеккуле и т.п.). Единственное условие - чтобы оказаться в позиции творца, надо быть способным не пропустить этот счастливый случай. К этому себя надо специальным образом готовить и пройти комплекс мероприятий, настраивающих на творческое восприятие действительности.
Вторая модель творчества, разработанная в психологии (Т. Кудрявцев, В.Пушкин, Л.Гурова, Г.Алтшульер), - это модель так называемого «творчества как технологии». В рамках этой модели основные механизмы творчества описывались в виде комбинации разных элементов или средств деятельности. Эвристические приемы разрабатывались именно в рамках этой традиции. Чтобы заниматься такого вида творчеством, человек должен иметь некоторое к нему предрасположение, он должен быть способным к комбинированию разных элементов и суметь выбрать оптимальную уникальную комбинацию - это и есть его основное преимущество как субъекта творчества.
Третье представление о творчестве, третья модель - это «творчество как рефлексивно-инновационный процесс» (И.Семенов, С.Степанов). В рамках этой модели творческий процесс рассматривается как процесс рефлексивного преодоления шаблонов и стереотипов, как процесс переосмысления собственного опыта. На основе этой модели была разработана система развития творческого потенциала специалиста. Метод рефлексивных инверсий (методика автора) является ядром этой системы. Опишем его подробнее.
Будет так, как ты захочешь
С помощью особой рефлексивной работы человека с инверсиями ему дается возможность высвободиться из стереотипов, прожив несколько разных ипостасей своего творческого «Я», своего возможного существования как профессионала, а, соответственно, изжить груз стереотипов своего и чужого опыта, переплавив его в энергию творческой деятельности.
Импровизационная работа в рамках амплуа творческой личности - главное в методике рефлексивных инверсий. Дело в том, что человек свою личностную ресурсность (а именно она является самым главным потенциалом творческого процесса), как правило, расходует экономно и всячески себя ограничивает. При этом обычно он считает, что уже к началу своей профессиональной деятельности он сложился как творец. Если же дать человеку возможность обнаружить в себе такие пласты креативной энергетики, которые он не умеет использовать, то его ресурсность многократно возрастет. Это особая психологическая работа. Поясним, как это делается.
Фактически разрабатываются новые типы личностного творческого амплуа при опоре на глубинные установки личности. Основные базовые ключевые личностные инварианты в человеке закладываются, как правило, в детстве. И когда человек вспоминает своего любимого, например сказочного или литературного, героя, он вскрывает в себе некоторые первоистоки своего творческого «я». В определенной степени можно считать, что персонаж, который произвел в детстве на душу ребенка наибольшее впечатление, фактически заложил базовые характеристики (возможности и ограничения) его творческой судьбы (не последнюю роль в этом играет и семейное воспитание).
Чтобы осуществить выход за пределы ограничений, которые человек сам на себя накладывает, может быть вполне бессознательно, его просят инвертировать имя, а, значит, и судьбу названного героя. Имя переиначивается таким образом, чтобы по звучанию оно оставалось близким к первоначальному, но становилось совершенно иным - корявым, смешным... любым. Здесь нет ограничения для полета фантазии. Важно, чтобы человек некоторым образом вскрыл те рамки, которые были навязаны ему определенным бессознательным образцом. После этого предлагается придумать жизненные истории персонажей, получивших новые имена. Таким образом, мы выходим в сферу коллективного бессознательного, которое зашифровано в мифах, сказках, легендах, а также мы выходим в сферу индивидуального бессознательного специалиста, с которым осуществляем психологическую подготовку.
Дальше человек должен идентифицироваться с той или иной историей, с тем или иным психологическим характерологическим ядром своей новой личности. А поскольку он сам творчески порождает эту историю, то он сам в этом процессе движется к новому горизонту своего личностного творческого «Я».
А теперь самое интересное - в новом личностном амплуа специалист получает новое творческое задание. И обнаруживается, что новая личностная творческая ресурсность становится мощным катализатором абсолютно нового взгляда на вещи, на предмет его деятельности, на задачу, которая ранее могла представляться как не решаемая или трудно решаемая. В новом раскрепощенном амплуа человек достаточно легко способен обнаружить абсолютно нетривиальные вещи, которые раньше даже не могли бы прийти ему в голову.
Придумывая инверсию, человек фактически наделяет новое амплуа теми качествами, которое делает это имя личностно насыщенным и органичным. Погружаясь в такую атмосферу, человек раскрывается как креатор, начинает писать стихи, сказки, делает непривычные вещи, ранее для него закрытые, например, в области актерского мастерства, так как рабочие ситуации и жизнь в этих амплуа осваивается в особом спонтанно-импровизационном режиме. Человек решает проблему, будучи идентифицированным с новым амплуа, и открывает в себе ранее не обнаруженные способности. Работая с такого рода психологическими структурами, мы фактически выходим на такие пласты ресурсности, которые человеку в запрограммированном его историей существовании не были даны.
Каждая такая творческая подкачка открывает для человека новые творческие горизонты, однако то, что происходит потом, как он распорядится этим креативным потенциалом, как выстроит свою дальнейшую профессиональную и личностную линию, зависит всецело от него самого.
Здесь, в заключение статьи, уместно привести одну очень старую притчу.
В стародавние времена жил мудрец. Однажды один из его учеников решил посрамить своего учителя. И в тот момент, когда пред мудрецом собралось много слушателей и пришли все его ученики, дерзкий ученик подходит к мудрецу и, пряча за спиной в кулаке пойманную ранее птичку, спрашивает:
- У меня в руке живое или мертвое?
А сам при этом думает: если учитель скажет, что живое, я сожму руку, и птичка умрет. А если учитель скажет, что мертвое, я разожму руку, и все увидят, что он ошибся. Мудрец ответил просто:
- Будет так, как ты захочешь.
Поэтому три разные позиции, о которых мы говорили выше: ремесленника, технолога и креатора, - это позиции, которые, по существу, предлагают специалисту по рекламе пространство для его профессионального самоопределения.
Читатель, выбор за вами!
Читайте также
Подготовленные кадры решают все
О вреде поголовной грамотности
Комментарий
Новое сообщение