Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

"Говорильня" бизнес-формата

Знаете, что неприятнее всего? Терять лицо. Вот вы скажите, что с вами такого в публичных местах не происходило. А со мной недавно было... Глаза закрылись сами, подпирающая подбородок рука соскользнула, и я проснулась...

Что случилось со мной и не должно случиться с вами

Нет-нет, это был не сон с воспоминаниями со студенческих лет. Это было на конференции по вполне актуальной бизнес-тематике. Я дернулась, сделала вид, что ищу ручку, стала что-то записывать... А докладчик все бродил вокруг идеи, а модератор сидел и смотрел тоскующе-отсутствующим взором в зал, и молча ждал, когда истекут положенные двадцать минут выступления. Потом было хуже, потом вышедший докладчик сообщил, что если мы все не живем по его модели, то мы вроде и не живем вовсе, а думать вообще права не имеем. Тут народ не выдержал и случилось оживление... Описывать подробнее смысла нет — вы все это испытали на себе.

В общем, у меня вопрос рекламного характера: «И вы все еще ходите на конференции?» Как это обычно случается. Тема, так звучно сформулированная, вызвала резонанс в твоем профессиональном сердце. Ум просчитал и подтвердил — надо, тем более что есть пара интересных выступающих, да и познакомиться можно с кем-то полезным для бизнеса. И вот, выделив определенную сумму из бюджета организации, которую до кризиса можно было и не принимать во внимание, а сегодня надо убеждать, что это инвестиции, ты сидишь и тихо злишься на потерянное время.

Зачем ты здесь? Других посмотреть, себя показать? В кулуарах, вооружившись визитницей и чашечкой кофе, те, кто посмелее, представляется в массовом порядке, обменивается мнениями и координатами. Ушлые американцы говорят, что знакомства с обменом визитками в контексте делового мероприятия достаточно для построения деловой сети. Но меня гложут смутные сомнения — а зачем тогда все остальное мероприятие затевать. Можно использовать формат «флиртании»: столики, пять минут для первого разговора и пересадка. Времени для обмена визитками точно хватит. А уж как сработает ощущение дефицита времени и легкое давление конкуренции. Хорошая идея, а ведь не используют ее организаторы «бизнес-форумов». Хотите знать почему?

Пролетая мимо потребности

Если люди делают на чем-то бизнес, значит, удовлетворяют потребности. Схватившись за эту рекламно-банальную мысль, можно просто перечислить, удовлетворение чего хотелось бы получить от формата публичного бизнес-общения:

Потребность в сообществе, она же потребность в признании, она же потребность в известности.

Потребность в интеллектуальном общении, она же потребность в ясности, она же потребность в новизне.

Хватит?

И вот нам предлагают некую форму, в которой якобы можно удовлетворить эти потребности, разумеется, если проявить активность. Конференция. И мы покупаем этот продукт. Он как услуга — практически нематериальный. Из твердых носителей — кофе-брейки, программы с презентациями и буклеты. Но продукт — событие, а не собрание в назначенном месте с заранее обозначенным списком выступающих. Как всегда бывает с нематериальными явлениями — вышла маленькая неувязочка. Знаете, бывает, человек покупает интеллектуальную услугу, а ему продают метры квадратные.

Организаторы конференции, о которой шла речь в самом начале, удовлетворяли потребность в безопасности, она же потребность в информации, она же потребность в востребованности. Хорошо организованное собрание — это упаковка для продукта. Хотелось и содержания. Но... Но посмотрим правде в лицо — они не видели других потребностей у себя и у участников конференции. Но основные потребности, за которые готовы участники платить, и неоднократно, лежат в других классах, и события вокруг них строятся на других принципах.

Прежде чем мы отправимся смотреть классовую пирамиду, начнем с менее фундаментального зрелища. Три слова про себя, вернее, про нас. Искривление линии мышления, которое потом приводит к разнообразным бизнес-деформациям, начинается с одной простой вещи. С того, представление о каком человеке лежит в основе нашего бизнес-мышления. Если вы об этом никогда не думали, не переживайте. Подумали за вас: по умолчанию под распространенными бизнес-конструкциями и привычными моделями лежит парадигма человека экономического. Не будем бить сторонников упрощенки ногами — всем так удобнее. Оставим за кадром подробности жизни этого рационального существа, в текущей обстановке он как-то исхудал и побледнел. Навернулся-таки, голубчик, на мировой финансовый кризис. Удобная когда-то модель, ставшая парадигмой, нынче просто ограничивает обзор.

Предлагаю альтернативу. Человек многомерный. Именно таким являетесь вы, ваш сотрудник, клиент. Многомерный человек живет в сегодняшнем мире, где все очень быстро, где многие вещи слиты, и вся ответственность за создание своей жизни, за выборы, которые человек совершает, действия, которые предпринимает, на самом деле лежит на нем. Потребности многомерного человека включены все сразу. Они сгруппированы в пять универсальных категорий: потребность в безопасности, потребность в самоуважении и престиже, потребность в сообществе, потребность в ясности, потребность в эталоне, лидере. Потребности универсальные, поэтому они фигурируют и у Маслоу, и у других авторов. Фишка модели в том, что они связаны в целостную, взаимообусловленную структуру.

Схема 1. Человек многомерный.

Пять базовых, универсальных потребностей присутствуют у человека всегда. Но в зависимости от обстоятельств — внешних и внутренних, их соотношение меняется. Какая-то потребность становится важней, другие уходят на задний план. Смена соотношения означает, что человек будет искать средства удовлетворить актуализированную потребность в первую очередь, уделять этому внимание, тратить на это энергию. И выбирая какое-то действие, он выстраивает свои ожидания удовлетворения этих потребностей в первую очередь. Да, кстати, не сформулированная в словах потребность не исчезает, а присутствует бессознательно.

Жанровый беспредел

И вот ты, приготовившийся к обмену, отнюдь не только визитками, прибываешь на конференцию. И для тебя открывают игру. У игры есть Тема, Идея, Сюжет, Роль и страшное дело, Выгода зрителя. И это должно быть построено заранее как ключевые точки игры, иначе замысел не воплотиться. В процессе игры тебе открывают определенную Вакансию, делают Вклад, передают Вкус, показывают Владение и придают Вес. И это должно быть прорепетировано, а иначе исполнение не удастся. Как вы уже заметили, потребности у нас внутри, на схеме тоже. Поэтому, если совершить все необходимые действия по игре, есть шанс, что большая часть участников и выступающих уйдут с ощущением успешного события. Что нам, гоняющимся за приверженностью, лояльностью, в пределе — любовью, и надо. Проследим по схеме 2.

Схема 2. Успех события в игрономической логике.

Сравним, что предлагают обычно и что можно на самом деле получить (см. таб. 1).

Таблица 1. Конференция на вынос.

ТемаАктуальная на сегодня, броско звучащая, привлекающая внимание в баннерах.
Точно называющая специализацию участников.
Владение (актуальное для участников)Знание контактов спикеров, выступающих на данную тему. Умение их позвать. Технологии организаторской работы.
Сюжет Собрание в приличном зале с объявленным списком выступающих. Вакансия (открываемая для участников в этом сюжете)Участника конференции, снабженного ручкой и бумагой для записей.
Выгода зрителяДругих посмотреть – себя показать.Вклад (мотивационно значимый для участника)Возможность установить деловые контакты
Предметы гордостиТолстая распечатка презентаций выступающих.Вкус (эмоциональный для участников)Стандартный, формальный, скучный, привычный.
РольОрганизаторы, зарабатывающие деньги на бизнес-коммуникациях. Вес (интеллектуальный для участников)Должностные лица своих компаний, обменивающиеся информацией

Таблица 2. Как хороши могут быть …конференции

ТемаЖивая, разворачивающая восприятие – броская. Владение (актуальное для участников)Привлечение интересных, ярких спикеров.
Живое модерирование, задающее позитивную тональность и интеллектуальную интерпретацию.
Сюжет Интеллектуальный диалог: встреча интересов – столкновение точек зрения. Вакансия (открываемая для участников в этом сюжете)Профессионалов высокого статуса, с серьезным опытом принятия решений, свободно делящихся мыслями.
Выгода зрителяВозможность проявления свободы думания и свободы высказывания.
Знакомства на новой объединяющей волне.
Вклад (мотивационно значимый для участника)Общение мыслящих людей – чувство сообщества людей, которые в теме.
Предметы гордостиСоздание общего интеллектуального контекста. Сценарий, построенный через отличия выступающих и характер их мыслей.Вкус (эмоциональный для участников)Эмоциональный подъем, Интерес, Интеллектуальная свобода, Открытость, Авторитетность, Личная значимость
РольПрофессионалы, умеющие делать бизнес-события. Вес (интеллектуальный для участников)Люди дела, знающие тонкости и имеющие широкий взгляд.

На самом деле, иногда достаточно изменить представления о себе — роль, чтобы начать по-другому думать о том, что делаешь. Тогда ты видишь, что твой продукт не услуга по организации конференции, а нечто другое — услуга по организации живого интеллектуального общения в бизнес-сообществе. А конференция, одна, вторая, третья — это эпизоды большой игры. Эпизоды, которые надо отыгрывать так, чтобы не было потом убегающих навсегда по неотложным делам с перерыва участников, постных лиц, кислых реплик, недовольства в процессе и разочарования в результате. И случайные удачи превратятся в норму успешной жизни.

А вот теперь пришло время для ключевого вопроса: кто преодолеет противоречие между засушенным, пустым формализмом и разухабистым, бездумным развлечением. Кто создаст новые форматы и жанры бизнес-общения, не прикрываясь канонизированной классикой, которая в российском исполнении выглядит часто как пародия на западный деловой стиль. Причем по одной причине — не учитывает ни контекста происходящего, ни правды людей, работающих в российском бизнесе. Чтобы изменить свое исполнение, достаточно включить такой ресурс, как креативность, и применить элементарные игрономические правила. Приведенных в этой статье для начала достаточно. Поэтому можно на риторический вопрос не отвечать, а просто сделать.

Нина Самсонадзе

Читайте также

Особенности ведения переговоров

Пресс-конференцию заказывали?

О рынке спецмероприятий

Технология проведения успешной презентации

PR и реклама в сопровождении мероприятий

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: