На многих рынках число потенциальных клиентов не растет постоянно, поэтому удержание покупателей и воспитание у них лояльности просто необходимо. В этих условиях директ-маркетинг (далее: ДМ) является идеальным решением. ДМ позволяет выстраивать двустороннюю коммуникацию с эффективной обратной связью, что позволяет проводить анализ и вносить коррективы при планировании последующих кампаний, но прежде чем применить этот вид коммуникаций, необходимо ознакомиться с его особенностями.
Согласно определению Европейской Ассоциации директ-маркетинга (FEDMA), каналами распространения ДМ-коммуникаций являются:
- прямая рассылка (direct mail), включая каталоги и электронную рассылку;
- телемаркетинг;
- реклама в СМИ с механизмом обратной связи (direct response advertising);
- реклама в Интернете;
- промоушн и коммуникации в местах продаж.
Основными преимуществами ДМ являются:
- таргетирование целевой аудитории;
- географическая избирательность;
- возможность гарантированной доставки рекламного сообщения;
- широкий выбор форматов двусторонней связи (почта, телефон, факс, е-mail и т.п.);
- более гибкие возможности для маркетинга;
- большая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и рекламы;
- возможность решать несколько задач одновременно (например, поддержание имиджа продукта и одновременное стимулирование сбыта);
- прозрачность и возможность проанализировать результат;
- создание базы данных о потенциальных клиентах;
- возможность обращаться к потребителям снова и снова.
В отличие от рекламы в СМИ, технологии ДМ являются более персонализированной формой обращения к покупателю. ДМ можно применять и как самостоятельное рекламное средство, и как средство поддержки рекламных акций в СМИ для повышения эффективности других видов рекламы.
Эффективность ДМ намного превышает эффективность рекламы. Максимальная эффективность достигается в случае полноценной ДМ-кампании. В случае проведения одноэтапной акции результаты могут разочаровать заказчика, который ожидает большого количества откликов.
Что касается недостатков ДМ, то они, как правило, кроются не в самих технологиях, а в качестве исполнения ДМ-кампании: отсутствие профессионального креатива, плохое планирование, некачественная доставка сообщения и т.д.
Для успешной и эффективной ДМ-кампании необходимо помнить о таких существенных моментах:
- Наибольший негатив со стороны потребителя вызывает некомпетентность.
- В первую очередь обслуживайте своих постоянных клиентов, так как от них можно получить в 10 раз больше откликов.
- Не посылайте рекламные сообщения по адресам лиц, проявивших интерес к вашим товарам, слишком часто, если это экономически не оправданно.
- Ориентируйтесь на вкусы вашей целевой аудитории, а не на собственные.
- Не рассчитывайте на то, что потребитель сам разберется в логике размещения рекламного текста.
- Уделяйте больше времени деталям, так как при проведении ДМ-кампании необходимо пройти огромное количество этапов, а значит - существует столько же шансов испортить кампанию.
Этапы ДМ-кампании:
- Определение целевой аудитории.
- Разработка адресной базы данных.
- Разработка повода для контакта.
- Подготовка и оформление рекламного сообщения.
- Распространение рекламного сообщения.
- Обработка откликов на рекламное сообщение.
- Стимуляция откликов на рекламное сообщение.
- Доработка базы данных.
Каждый этап ДМ-кампании имеет огромное значение. Только третий этап (разработка повода для контакта) требует максимально креативного подхода, который позволит обеспечить конечный результат. Остальные этапы нуждаются в качественном и профессиональном подходе. При использовании ДМ компаниям лучше обратится к профессиональным ДМ-агентствам с отработанными технологиями и опытом проведения ДМ-кампаний. Например, важно обратить внимание, работает ли агентство с лидерами мнений, что особенно важно при проведении кампаний в профессиональной среде (например, медицинские работники).
Базы данных: как и для чего?
Основой ДМ является достоверная база данных (далее: БД) существующих и потенциальных клиентов, которая должна обеспечить попадание рекламного сообщения к действительно заинтересованному потребителю. Чтобы БД была эффективной, она должна быть также чистой, полной и хорошо организованной. Особенность ДМ заключается в том, что чем дольше работаешь с клиентом, тем лучше результат. От оригинальной концепции ДМ-акции ее эффективность зависит только на 20%, а вот от точности адресной базы и от качества самого продукта - до 40%. Поэтому на составление эффективной БД следует обратить особое внимание.
Полнота БД является ключевым фактором. Нет БД, на 100% удовлетворяющей запросам клиента, но зато есть БД, которые легко дополнить и адаптировать под нужды клиента. Всегда, даже с самой свежей БД, следует проводить регулярные действия по дополнению и очистке. Чистота БД чрезвычайно важна. В БД не должны содержаться неточные адреса, названия, а также адресаты, которые не хотят получать сообщения. Для поддержания чистоты БД необходимо постоянно ее обновлять. Постоянное обновление БД обеспечивает качественный и долгосрочный контакт с потребителем, который будет направлен на его удержание и повышение лояльности.
В БД должна быть предусмотрена такая структура данных, чтобы по возможности соответствовать потенциальным маркетинговым задачам клиента. Например, рейтинг улиц по престижности проживания может позволить превратить простой список почтовых адресов в БД потенциальных клиентов продавцов дорогой мебели и аксессуаров. Чем подробнее структурированы данные, тем легче делать более точные выборки.
Качественная и сегментированная БД позволит сделать затраты на ДМ более эффективными, в том числе экономически.
Достоверная БД формируется из разных источников. Не последнюю роль играют масс-медиа для формирования баз потенциальных покупателей и интересующихся услугой. Самый большой ДМ-проект по составлению клиентской базы данных - рекламные кампании мобильных операторов. Банки, страховые организации, продажа мебели, автомобилей и многое другое - это такие же проекты по созданию баз данных. Накопившееся количество баз данных на рынке пока еще не предполагает легкий доступ. На что следует обратить внимание, получив доступ к таким базам:
- С какой целью создавалась БД (конфиденциальная, неконфиденциальная, контакты только по почте, по е-mail, в результате акции, для дальнейшей продажи, для телемаркетинга, для обработки жалоб и пожеланий и т.п.).
- Для какого бренда создавалась БД (совпадает ли целевая аудитория этого бренда с необходимой вам целевой аудиторией, подходит ли стиль бренда к стилю вашего бренда, какой бренд более узнаваем).
- Какова структура данных. Часто структура хранимых данных не позволяет без дополнительной обработки достичь цели. Отсутствие даты рождения, типов улиц, номеров квартир, офисов и др. полей, описывающих координаты и характеристики, не дают возможности сегментировать БД и сформировать под каждую ЦА уникальное предложение.
- В какой среде данные хранятся и обрабатываются.
Важно подчеркнуть, что современная БД - это не просто список контактов, а целый комплекс правил и процедур хранения и работы с различными данными в сочетании с интерфейсной программой.
Читайте также
Директ-мейл и директ e-mail: как выбрать? 1
Массовая прямая реклама: к вопросу о правильной терминологии
Комментарий
Новое сообщение