Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Оценка состояния потребительского рынка в России

За четыре года, с 2000-го по 2004-й, валовой продукт России номинально вырос (и в рублях и в долларах США) более чем в два раза - с 7 до 17 триллионов рублей и с 250 до 580 миллиардов долларов соответственно - см. диаграмму 1. В расчете на душу населения ВВП России достиг в 2004-м году уровня в 4000 USD. По европейским и американским меркам это не очень высокий показатель. Он ставит Россию в ряд таких среднеразвитых стран, как Турция, Бразилия, Индонезия, Украина, Казахстан.


Диагр. 1

В 2005-м году ВВП России по предварительной оценке составит около 20 триллионов рублей, что в пересчете по официальному (и биржевому) курсу составит около 700 миллиардов долларов или 4900 долларов на душу населения.

Валовой продукт, оцениваемый различными экспертными институтами по т. н. паритету покупательной способности (ППС), уверенно приближается к уровню в 1,5 триллиона долларов или 10 тысяч на душу населения в год - см. диаграмму 2.


Диагр. 2

Официальные оценки совокупных денежных доходов населения выросли почти в три раза - с 3,75 до 11 триллионов рублей и со 130 до 375 миллиардов долларов соответственно - см. диаграмму 3. И ровно в три раза - с 80 долларов в месяц в 2000-м году до 240 в 2004-м - выросла номинальная заработная плата, «белая и пушистая», которую российское статистическое ведомство (ФСГС) в состоянии увидеть и оценить. Осенью 2005-го года средняя заработная плата по стране уверенно превысит уровень в 300 долларов в месяц. А совокупные денежные доходы населения страны, по официальной оценке, за год составят около 13 триллионов рублей или 455 миллиардов долларов.


Диагр. 3

Экспертные оценки показывают, что денежные доходы населения еще выше - 425-450 миллиардов долларов в 2004-м году - см. диаграмму 4. Стоит отметить и такой важный факт, как снижение расхождения между официальными и экспертными оценками уровня денежных доходов населения за эти четыре года - с 40 до 17% - см. диаграмму 5. Это объясняется тем, что официальная статистика с каждым годом все лучше учитывает «теневые», «ненаблюдаемые» доходы и расходы населения. Все эти пять лет споры ведутся о 60, максимум 100 миллиардах долларов «ненаблюдаемых» ФСГС доходов и расходов населения страны. Но если пять лет назад 60 миллиардов «ненаблюдаемых» составляли 40% к наблюдаемой части, то в 2005-м году даже 100 миллиардов «ненаблюдаемых» составят всего 22% к наблюдаемой части. Не такое уж и большое расхождение.


Диагр. 4


Диагр. 5

По этим же экспертным оценкам, совокупная емкость потребительских рынков в России возросла от 150 миллиардов долларов в 2000-м году до 375 миллиардов в 2004-м. В 2005-м году она может составить около 450 миллиардов долларов. В номинальном выражении выросла денежная емкость абсолютно всех рынков; одних в большей, а других в меньшей степени - см. диаграммы 6 и 7.


Диагр. 6


Диагр. 7

А что в реальности?

Конечно, как мы прекрасно понимаем, в связи с довольно-таки высокими темпами инфляции в 2000-2004 гг. реальный рост макроэкономических показателей и параметров был не таким грандиозным. Так, прирост ВВП составил около 30%, а денежных доходов населения - около 50%. Тоже, кстати, весьма впечатляющие показатели, которых в эти годы в мире достигли весьма не многие страны: Индия, Китай, Украина, Казахстан; но не США, Япония и не страны Европейского Союза.

Так зачем же было приводить цифры номинального роста? Только ли игра ума и магия больших чисел стоит за ними? Я полагаю, что нет. Мне кажется, что это очень важно, что средняя заработная плата в России возросла с 60 долларов в 1999-м году до 300 долларов в месяц в 2005-м году. Даже при том условии, что покупательная способность этих 300 долларов в России в 2005-м году составляет только треть от покупательной способности тех 300 долларов в 1999-м году. Но ведь 100 долларов больше, чем 60, причем в 1,67 раза.

Стоит также обратить внимание на тот факт, что номинальные доходы населения и ВВП росли все эти годы (в долларах США) темпами, существенно опережающими темпы снижения покупательной способности USD как на мировом рынке (3- 7% в год), так и в России (8-15% в год) - см. диаграмму 8.


Диагр. 8

Мне кажется очень важным, что средний годовой доход семьи среднего класса (к которому уже относится около 35% населения страны) составил в 2004-м году 15 тысяч долларов и вырос более чем в два раза по сравнению с 2000-м годом. А сам средний класс за эти годы вырос более чем в три раза. Потому что номинальный рост доходов приводит к вполне реальному росту возможностей по удовлетворению материальных и духовных потребностей граждан России, в т. ч. - и с помощью товаров и услуг мирового и европейского рынка. Таких возможностей пять лет назад не было у 95% населения страны. Потому что пять лет назад Россия формально была относительно бедной страной, а ее население формально было относительно тотально бедным. Относительно цен и ценовых пропорций мирового рынка. А сегодня Россия с ее ВВП по биржевому курсу в 5 тысяч долларов в год на душу населения уверенно отвоевывает «положенные» ей 2,5% мировой экономики и мирового потребления. Все громче звучит русская речь на мировых курортах и в центрах мировой науки и образования, все больше международных компаний включают Россию с ее потребительским рынком, номинально растущим на 100 миллиардов долларов в год в свои инвестиционные и сбытовые планы, все больше российских предпринимателей приобретают активы за границей. А представляете - какие возможности откроются перед страной, россиянами и бизнесом, когда номинальный ВВП России возрастет до 10 тысяч долларов в год на душу населения! А это вполне реально может произойти к 2010 году, даже при условии, что номинальные темпы роста ВВП снизятся с нынешних 30% в год до 20 и даже 12-15%.

Потребительский рынок емкостью в две тысячи долларов в год на одно домохозяйство никому не интересен. Потребительский рынок емкостью в двадцать тысяч долларов в год на одно домохозяйство (а их в России более 50 миллионов) не интересен только идиотам. Так что «количество нулей» - это не пустая игра ума.

Параллельно с ростом номинального объема потребительских рынков происходит еще несколько важных и интересных, правильных процессов. Буквально за последние четыре года появился средний сегмент на очень многих потребительских рынках. Вспомните: еще три года назад не было среднего сегмента на рынке обуви, одежды, автомобилей, пива, косметики и многих других рынках. Сегодня средний сегмент - наиболее динамично растущий, и вскоре он станет наиболее емким как в денежном, так и в натуральном выражении.

Меняется структура рынков, характер конкуренции, происходит концентрация и консолидация рынка. Десять крупнейших издательств из 10 тысяч уже контролируют около 50% рынка. Четыре крупнейших производителя сока выпускают почти 90% всей продукции отрасли. Три оператора мобильной связи обслуживают более 80% всех абонентов.

Наконец начали появляться исследовательские и консалтинговые компании, специализирующиеся в обслуживании отдельных отраслей. Полагаю, что эта тенденция в ближайшие годы будет только расти.

Когда три года назад была создана ассоциация РусБренд в нее вошли, кажется, только 19 компаний, половина - иностранные, а количество известных российских торговых марок - брендов - не превышало нескольких десятков. Сегодня в РусБренде 45 компаний, а количество достойных торговых марок исчисляется сотнями. Десятки российских брендов: «Балтика», «Тинкофф», «БиЛайн», «Русский стандарт», «Альфа-Банк», «Евросеть», «J7», «Конфаэль» и т. д. - перешагнули национальные границы и стали «континентальными» - т. е. имеющими хождение в нескольких странах на одном континенте. Несколько российских брендов уже стали глобальными.

Стремительно меняется структура расходов российской семьи, домохозяйства. Пять лет назад 50% расходов среднестатистического домохозяйства приходилось на продукты питания и лишь 15% - на услуги. В 2005-м году на продукты россияне потратят не более трети (30-33%) своих потребительских расходов, а на оплату услуг - более четверти (25-28%). При этом в структуре оплаты услуг опережающими темпами растет оплата «не базовых» услуг, не относящихся прямо и непосредственно к вопросам жизнеобеспечения; таких как: оплата услуг мобильной связи, услуги индустрии развлечений и туризма, платные услуги в системе образования и здравоохранения. Для сравнения: в США на питание «средний американец» тратит только 15% своих доходов, а на услуги - более 50%. При этом основную часть расходов по статье «услуги» у американцев «съедают» как раз «базовые» статьи: содержание дома и автомобиля, выплаты в финансовые учреждения.

Что год грядущий нам готовит?

Сегодня нет никаких оснований ожидать, что темпы роста цен в 2006-2007 гг. радикально снизятся. Кроме заунывных мантр правительства, которое из года в год обещает довести инфляцию до уровня сначала 6-8, а потом 4-6% в год, а потом с грустью констатирует, что «и в этом году инфляция превысила 11%», к такому развитию событий нет решительно никаких предпосылок. Институциональные реформы в стране не то что не закончены - они по большому счету и не начинались. Основные ценовые пропорции не устоялись, и на то, чтобы они стабилизировались, потребуется еще как минимум 5-7 лет. Волатильность цен на мировом рынке по ключевым статьям российского экспорта и импорта (нефть, металлы, мясо, зерно, текстиль) только усиливается. В общем, на ближайшие два года следует ожидать продолжения роста цен с темпом около 10% годовых. И это в лучшем случае - если не произойдет срыва в очередной «август 98-го». Правда, основания и для такого пессимистичного сценария на ближайшие 1,5 года не просматриваются. А более отдаленное будущее покрыто мраком неизвестности.

Реальный рост ВВП в 2006- 2007 гг., скорее всего, продолжится: его показатели будут в диапазоне от 5 до 7%. Так что номинально к 2007-му году ВВП возрастет до 26- 27 триллионов рублей. В долларах по официальному курсу это составит 850-900 миллиардов. Совокупные доходы населения в 2007-м году номинально возрастут до 550- 600 миллиардов долларов.

Продолжат свой рост и потребительские рынки. Но различными темпами. Медленнее других будет расти продовольственный рынок в целом. Это связано с тем, что эластичность спроса по доходу на продукты питания для дома относительно невысока - около 0,20-0,30. Это означает, что на каждый рубль прироста дохода приходится только 20-30 копеек роста расходов на покупку продуктов питания. И тем не менее совокупный объем продовольственного рынка в 2007-м году составит около 150 миллиардов долларов. А отдельные сегменты продовольственного рынка будут расти очень высокими темпами.

Не стоит ожидать и сохранения экстремально высоких темпов роста оборотов на рынке мобильной связи. В 2007-и году в России, скорее всего, будет около 80-90 миллионов активных абонентов. Если ARPU удастся стабилизировать на нынешнем уровне в 12-15 долларов в месяц, эти абоненты принесут компаниям мобильной связи 12-16 млрд. долларов за год. Т. е. рынок вырастет по сравнению с 2004-м годом в 1,5-1,9 раза.

Емкость российского рынка недвижимости в 2007-м году может превысить 120 миллиардов долларов. На одежду и обувь россияне могут потратить в том же году до 50 миллиардов долларов, на новые автомобили - до 35 миллиардов долларов, на туризм и отдых - до 30 миллиардов и такую же сумму на прочие развлечения, на образование - до 15 миллиардов.

Увеличение масштабов деятельности, наряду с усилением конкуренции в связи с приходом на многие рынки западных игроков, должно привести к опережающему росту спроса на управленческий консалтинг и маркетинговые услуги. В 2007-м году на рекламу (в широком понимании этого термина - включая BTL и DM) будет потрачено не менее 8,5 миллиардов долларов. На исследования рынка, маркетинговые исследования за год будет потрачено 200- 250 миллионов долларов.

Игорь Березин

Читайте также

Норма жизни

Не лечимся, но пьем!

Живое брожение бренда. Кто пойдет за квасом? 1

Специфика продвижения автомобилей в России

Позиционирование на рынке нижнего белья

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: