Интернет прочно вошел в нашу повседневную жизнь как важнейший канал передачи и получения информации. Но до последнего времени реклама в Рунете считалась рекламодателями чем-то второстепенным и не дающим желаемых результатов.
Бюджеты кампаний в русской Сети небольшие (весь рынок Интернет-рекламы в прошлом году составил порядка 4,5 млн. $). При этом пользователи Интернет все меньше внимания уделяют обычным баннерам. Средний CTR (Click Through Ratio - процент пользователей, видевших баннер, которые кликнули на него и перешли на рекламируемый ресурс) год от года падает. Стандартная реклама стала слишком привычным атрибутом сайтов. Баннеры воспринимаются только как мигающая рамочка для контента или сервисов. Разумеется, можно создать интересный «ситиаристый» баннер, но чем дальше, тем сложней это делать. Единственно возможный путь привлечения интереса к Рунету - использование новых оригинальных технологий.
В рекламных кампаниях, проводимых Интернет-агентством PRIOR.ru используются новые технологии «Adverso» и «ScreenGlide». Создаваемые на их основе баннеры отличаются форматом, сопоставимым с параметрами оффлайновой рекламы. Кроме того, новые баннеры могут принимать любую форму. Они напоминают рекламный блок телевидения. Отдача от таких баннеров в несколько раз выше, чем от стандартных.
Реклама, сделанная с «Adverso», может быть произвольной формы и содержания. Она разворачивается на экране, стоит пользователю зайти на сайт-рекламную площадку. И через секунду сворачивается в маленький стандартный баннер-начало. Если пользователь заинтересован и кликает на него, то более полный вариант рекламного ролика разворачивается тут же, на сайте рекламной площадки. Ролик поясняет, куда пользователь может попасть, если нажмет на какую-либо его часть еще раз. Если пользователя не интересует рекламируемый ресурс, то ролик можно закрыть.
Баннеры «ScreenGlide» «всплывают» на экран только при наведении мышки на баннер. Эта технология еще более «дружелюбна»: пользователь сам активирует рекламу, даже не трудясь кликать на баннер. Как правило, размер появляющегося рекламного сообщения превышает размер баннера в несколько раз, но появляется новая картинка практически мгновенно. И исчезает, стоит убрать с него мышку.
С появлением новых технологий изменяется система оценки стоимости баннеров. Пока новых стандартов нет, и, видимо, каждая площадка, сталкиваясь с необходимостью разместить «новинку», будет вырабатывать собственные правила. Так, Рамблер на третий день знакомства со «ScreenGlide» принял следующие стандарты: разворачивающаяся картинка должна быть не шире исходного баннера, а по «высоте» не вылезать за видимую часть экрана (при разрешении 800х600). Получилось 468х345 пикселей. Сколько-нибудь четких стандартов по «Adverso» пока в Рунете не существует. Возможно, его размер будут измерять по занимаемой площади в пикселях или в процентах от начального стандартного баннера. Добавится еще масса показателей, по которым, возможно, будет определяться цена размещения баннера. Например, новые стандарты только для первого ролика технологии «Adverso» следующие: размер в байтах; площадь экрана, занимаемая этим «welcome movie»; время пребывания на экране; порядок загрузки по отношению к другим элементам страницы; место появления на экране; наличие звука и т.д.
Оценка эффективности новых баннеров отличается от традиционных. Если речь идёт о «ScreenGlide», то здесь в игру вступает новый показатель: SIR, «super impression rate». Это - аналог CTR[f1], отражающий количество «разворачиваний» большого баннера из маленького. Но если картинка «ScreenGlide» показалась менее чем на секунду, то оценивать это как очередное «разворачивание» явно не стоит. Поэтому SIR - это только те «разворачивания», которые длятся дольше секунды. Для некоторых рекламных кампаний эффект правильнее рассчитывать в «контактах» (т.е. в количествах всех показов рекламного ролика «Adverso» и «разворачиваний» «ScreenGlide».), а не в «переходах на сайт». Например, в рекламной кампании сигарет «XXI Век» важно было донести до аудитории информацию о проведении розыгрыша. Лучше всего это можно было сделать при помощи Rich-баннеров. Несмотря на то, что количество посетителей промо-сайта превысило в несколько раз даже самый смелый прогноз, вряд ли будет верным измерять результаты переходами на сайт. Главным показателем для подобных кампаний будет «количество контактов» и «количество уникальных контактов[f2]» (количество уникальных пользователей, увидевших рекламный ролик «Adverso» и «ScreenGlide») по отношению к потраченным деньгам.
Как показывают последние исследования, пользователи Интернета достаточно лояльно относятся к традиционной баннерной рекламе. Все понимают, что без нее Рунету не жить. Новая, более «агрессивная» реклама «Adverso» и «ScreenGlide» вызывает неоднозначную реакцию. «Красивый, интересный баннер! Молодцы, ребята!», - писали в форуме на www.21wek.ru во время рекламной кампании сигарет «XXI век» ОАО «Донской табак». Были высказывания и другого рода. Например: «Ваша анимация отвлекает от сайта, уберите ее». Однако подобные оценки нельзя назвать конструктивными. Ведь именно новые технологии способны дать рекламе в Интернете «второе дыхание».
Рекламные площадки пока тоже не знают, как оценивать новые баннеры. Поначалу они относились к новинкам со вполне понятной осторожнстью. Крупные площадки не уверены, что баннер будет одинаково виден всеми пользователями с их разными браузерами. Перед тем как поставить на первую страницу баннер технологии «ScreenGlide», Рамблер тестировал его три дня. Mail.ru управился за 3 часа. Но скоро, видимо, этот процесс будет занимать всего пару минут, как в случае со стандартными баннерами.
Ведущие площадки, скорей всего, будут объяснять свои высокие цены на размещение Rich-баннеров брендинговой составляющей этой рекламы. Стоимость Rich-баннеров значительно поднимется на популярных площадках, так как отдача от них очень высока. Доступны, скорей всего, они окажутся только крупным мировым брендам. Но, скорее всего, именно сайты второго эшелона получат основную часть доходов от использования новых технологий. На них Rich-баннеры от рекламодателей, не являющихся крупными брендами, должны быть значительно дешевле. В недалёком будущем Rich-баннеры проникнут в баннерообменные сети. Нетрудно предположить, что скоро при открытии странички на пользователя будет вылетать по несколько «welcome movie». И тогда потребуется изобретать что-то еще более оригинальное. Однако сейчас эти технологии новы и эффективны. В рамках рекламной кампании сигарет «XXI век» Интернет-агентство PRIOR.ru впервые применило их в столь широкомасштабной форме. На сегодняшний день это хорошая база для закрепления ведущих позиций агентства на новом перспективном направлении рекламного бизнеса.
Комментарий
Новое сообщение