Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Рекламируем страх… Особенности рекламы страховых услуг

Рекламировать можно все. Начиная с предметов гигиены и заканчивая религиозными учениями. Хочешь получить прибыль - заставь других купить твое «это». И не важно, копеечные спички ты продаешь или многомиллионный проект. Важно одно: убедить потенциального покупателя, что именно «этого» ему не хватает для достижения цели в жизни (торговля «целями жизни», кстати, тоже процветает). Страхование - не исключение. Его тоже надо продавать. Как шутят сами сотрудники страховых компаний, «страхование не покупают, его продают»...

Однако человек покупает не то, что вы хотите ему продать, а то, что он хочет купить. Желание совершить покупку, как известно, происходит из определенной потребности и возможности ее удовлетворить.

Какую же потребность удовлетворяет страхование? Еще во времена натурального хозяйства существовала традиция создания некоего общественного фонда (пища, посевной материал и пр.), которым можно было воспользоваться при наступлении неблагоприятных условий или же утраты всех средств к существованию одним из его участников. Развитие производственных отношений не могло не повлиять на развитие таких «фондов взаимопомощи». Изменилась форма вклада: теперь создаются денежные фонды, но суть осталась: каждый, кто вложил средства, получает уверенность, что в чрезвычайной ситуации получит материальную поддержку. Таким образом, основная потребность, удовлетворяемая страхованием, — потребность в уверенности в будущем.

Свойства товара, определяющие концепцию его продвижения, определяются, в свою очередь, той потребностью, которую он удовлетворяет. Зная одно, проще создать другое.

Как и реклама любого товара, реклама страховых услуг подчиняется определенным, известным читателям журнала, законам. И все-таки страхование — товар особый. Отсюда и нюансы, которые надо учитывать, планируя рекламные мероприятия для страховой компании:

1. Страхование малознакомо российскому гражданину

Мы не будем рассматривать обязательное страхование, которое в нашей стране присутствует, хотя и не так широко, как в некоторых других странах. Речь пойдет исключительно о добровольном страховании, т.е. о том случае, когда «страховаться или не страховаться» решает сам гражданин или коллектив граждан.

К сожалению, за годы социалистического хозяйствования в большинстве своем мы не научились заботиться о себе и своей собственности. Мы только еще учимся понимать экономические механизмы, овладеваем самыми простыми финансовыми инструментами.

Хотя нельзя сказать, что страхование, как понятие, незнакомо абсолютно. Система Росгосстраха, практически единственной страховой компании в СССР, обслуживавшей граждан, работала с завидной четкостью. Но отсутствие конкурентной борьбы не придавало особой привлекательности страховым услугам. Потребителю, имевшему осознанную потребность в сохранении средств, вложенных в автомобиль, дачу и пр., просто некуда было больше обратиться.

А сейчас множество страховых компаний — на начало 2001 года их насчитывалось около 1300 — предлагают разнообразнейшие услуги, но в чем их польза, потребитель до конца не понимает. В этом нет ничего удивительного: привычки пользоваться страхованием как финансовым инструментом собственной безопасности у нас нет, она не сформирована.

Казалось бы, чего проще, нужно объяснить потенциальному клиенту в рекламном сообщении, в чем польза и выгода страхования. А вы пробовали когда-нибудь кормить ребенка кашей, которую он не хочет? Процессы очень схожи. Если потребителю постарше можно просто объяснить пользу овсянки, то менее заинтересованному «едоку» приходится рассказывать сказки, петь, декламировать стихи и, пользуясь моментом, закладывать ложку за ложкой в открытый рот. К сожалению, наши с вами сограждане в большинстве своем похожи на таких вот «потребителей каши». И, следовательно, одна из основных задач рекламы страховой компании — максимально подсластить эту кашу, хотя сама по себе эта каша очень полезна. Таким образом, один из способов сделать страхование привлекательным — сделать его понятным, привычным, интересным.

Тут следует сделать небольшое отступление. Тем, кому приходится писать рекламные тексты о страховании на русском языке, не очень повезло. Само по себе слово «страхование» несет в себе некоторый пугающий оттенок. Судя по всему, произошло оно от слова «страх». Поневоле позавидуешь англоязычным рекламистам: insurance имеет в своей основе «sure», т.е. «уверенный в чем-либо».

Составляя рекламный текст о страховании для СМИ, буклета или листовки, нужно, по возможности, проводить ненавязчивый страховой «ликбез». В зависимости от целевой аудитории, он может быть «наукообразный», снабженный схемами, графиками, объяснениями механизма действия страховой защиты или же, наоборот, изобилующий подробностями о тех случаях, когда пострадавший после перенесенных тягот и лишений (желательно с жуткими подробностями) получает деньги от страховой компании. В качестве «познавательного» можно также привести статистику несчастных случаев, пожаров, стихийных бедствий, ДТП (см. рис.1).

Потребителю, неискушенному в вопросах собственной экономической защиты, интересны тематические передачи, особенно это касается размещения на радио. Хорошим примером, на мой взгляд, может служить передача «Дневник Юрия Деточкина». Здесь удачнейшим образом совмещен знакомый ностальгический образ страхового агента, интересная информация о страховании автомобиля и вполне агрессивная реклама страховой компании.

Особое значение имеет участие страховой компании в выставках. Несколько лет подряд в Москве проводилась специфическая выставка «Страхование», где страховщики имели возможность представить себя и свои услуги. Сейчас такие мероприятия, к сожалению, не проводятся. Поэтому увидеть достаточное количество страховых компаний одновременно потенциальный страхователь не может. В связи с этим, важность присутствия на отраслевых выставках возрастает еще больше. Особенно важно на таких выставках организовать работу с посетителями. Именно они с наибольшей вероятностью могут стать клиентами. Стендисты страховой компании должны обеспечить все экспонирующиеся фирмы, организации своими раздаточными рекламными материалами, сувенирной продукцией. На стенде обязательно должен присутствовать специалист по страхованию в данной области, чтобы оперативно ответить на вопросы как посетителей — специалистов отрасли, так и самих участников.

На крупных выставках имеет смысл организовать семинар или конференцию по вопросам страхования в данной отрасли. Для того, чтобы вызвать интерес к мероприятию, «завлечь» участников выставки, целесообразно привлечь к проведению семинара, конференции и т.п. (формы могут быть самыми разнообразными) специалистов не только по страхованию, но и профессионалов отрасли, являющейся тематикой выставки. Среди обсуждаемых вопросов должны быть не только вопросы страхования, которое мало кого интересует, но и те, которые непосредственно касаются данной отрасли. Например, в рамках выставки, посвященной туризму, проводится семинар «Проблема безопасности российских туристов за рубежом». Согласитесь, такая тема привлечет гораздо больше посетителей, чем «Страхование туристов». Вообще, любая выставка, от международной до районной, должна удостаиваться внимания страховой компании, т.к. представляет прекрасную возможность стимулировать интерес граждан и к страхованию вообще, и к услугам конкретной компании.

К вопросу о «корыстном ликбезе» хотелось бы добавить еще один момент. В качестве составляющей рекламной кампании страховщика можно порекомендовать проведение тематических мероприятий, подобных тем, о которых говорилось выше, в различных коллективах: на предприятиях, в организациях, садовых товариществах, на родительских собраниях в школах. Механизм тот же:

  • Тема должна затрагивать непосредственные интересы аудитории.
  • Должен присутствовать познавательный элемент, новая, интересная для аудитории информация.
  • Страховые услуги представляются в качестве одного из решений проблемы.
  • Все посетители должны получить информационные материалы о компании, содержащие ее координаты.

Например, компания Х решила активизировать заключение договоров страхования школьников от несчастных случаев. Для решения этой задачи в нескольких школах, расположенных недалеко от офиса компании, были проведены выступления на родительских собраниях на тему: «Правила детской безопасности». Был приглашен сотрудник районного отделения милиции, который рассказал родителям о причинах детский преступности, о том, как ребенку вести себя на улице, как обезопасить его дома в отсутствие взрослых. В заключение сотрудник страховой компании рассказал о страховании детей и раздал присутствующим специальные листовки, содержащие «Правила детской безопасности», предложение застраховать ребенка и телефон компании Х.

Из сказанного выше можно сделать следующий вывод: одна из особенностей рекламы страховых услуг — имеющая своей причиной низкий уровень страховой грамотности населения — высокий удельный вес образовательного элемента.

2. Страхование — товар нематериальный

Когда мы покупаем жевательную резинку, мы отдаем деньги, берем упаковку, открываем ее, кладем в рот пластинку или подушечку и жуем, получая то, что хотели: заплатили — получили товар. Решив воспользоваться услугами химчистки, мы отдаем грязное пальто, платим деньги, получаем чистое пальто: заплатили — получили услугу. Страховая услуга несколько сложнее.

Продавая страховые полисы, страховая компания продает уверенность в будущем, продает свое обещание не оставить нас в трудной ситуации. Как же выглядит уверенность? Мы отдали деньги и что получили? Разве это можно пожевать или увидеть? Уверенность можно только почувствовать. Чувство же уверенности возникает, только если доверяешь компании, которая ее обещает. Вызвать к себе доверие — еще один способ сделать страхование привлекательным.

В связи с необходимостью создать образ, вызывающий доверие, для страховщика огромное значение приобретает имиджевая реклама.

Давно известно, что около 80% информации человек получает путем зрительного восприятия. И благоприятный образ компании должен быть зрительным и зримым.

Прекрасную возможность создать компании лицо, вызывающее доверие, дает телевидение. Динамичная картинка, огромная аудитория — все это трудно переоценить. Но, к сожалению, плюсы легко могут превратиться в минусы. Неправильно выбранный образ нанесет непоправимый урон привлекательности компании, т.к. в выборе своего имиджа страховая компания довольно ограничена: не только предпочтениями основных целевых групп, но и существующими стереотипами.

Безусловно, создание образа компании — процесс творческий. Но его результат не должен допускать многозначного толкования. Существует основное требование к страховой компании — надежность. Именно образ надежности должен быть основным. Дополнительные характеристики могут быть любыми: классическая, современная, народная компания. Если же нет основы, то они просто «повиснут в воздухе», и усилия по продвижению образа компании не дадут желаемого результата. Выбрать символ надежности — задача одновременно простая и сложная: существуют устойчивые ассоциации потребителя, но, в тоже время, необходимо избегать растиражированных клише.

Кроме этого, стоит отметить, что такая услуга, как страхование, чтобы компенсировать свою «нематериальность», должна поддерживаться большим количеством рекламной продукции: полиграфической, сувенирной и пр. Страхователь, действительный или потенциальный, обязательно должен что-то подержать в руках и унести с собой.

При оформлении рекламных материалов желательно использовать образы, которые легко ассоциируются с рекламируемой услугой: страхование строений, имущества — дом, медицинское страхование — лица, пышущие здоровьем и пр. (рис.2).

Существует мнение, что для актуализации потребности в безопасности, наоборот, надо показать несчастья, которые могут произойти с нами и с нашим имуществом. Но, на мой взгляд, такие приемы хороши в очень умеренных количествах: велика вероятность слияния сильного негативного образа катастрофы со страхованием. Пока у нас в стране образ страхования очень слаб, чтобы отстроиться от тревожного образа опасности. Поэтому предпочтительней использовать изображения безусловно положительной эмоциональной окраски.

Итог можно подвести такой: пользуясь инструментами создания благоприятного имиджа компании, уделяя внимание его материальным носителям, можно преодолеть трудности продвижения страховой услуги, связанные с отсутствием ее вещественного выражения.

3. Страхование — услуга, отдаленная во времени

При покупке страхового полиса клиент не получает немедленной услуги. В отличие от любой другой, основная услуга страховой компании отдалена по времени от момента ее оплаты. Вы получите «товар», т.е. денежное возмещение за свои утраченные ценности, только тогда, когда произойдет нечто, повлекшее их потерю. А это может случиться как на следующий день, так и через год после покупки страхового полиса. И не важно, страховали вы машину, дачу или свою драгоценную жизнь: удовлетворение потребности в сохранности средств, вложенных в имущество или в себя любимого, наступит через неопределенное время. Поэтому так важна для рекламы страховой компании непрерывность. Усилия должны быть направлены не только на привлечение новых клиентов, но и на подтверждение уверенности в правильности уже сделанного кем-то выбора. Практика показывает — как только компания значительно снижает рекламную активность, сразу возникает беспокойство клиентов: не появились ли у компании трудности?

Важно также включать в рекламные материалы и сообщения для прессы информацию о выплаченных клиентам денежных возмещениях, т.к. в глазах потребителя выплаты — основной показатель того, что компания работает успешно.

Одним словом, страховые услуги больше, чем какой-либо иной товар, нуждаются в постоянной рекламной поддержке.

В завершение стоит отметить, какие бы рекламные мероприятия не проводились (а перечень их мало отличается от стандартных) — размещение в СМИ, участие в выставках, разнообразные акции — они всегда должны учитывать особенности страховых услуг. И хотя на сегодняшний день возможности повышения собственной экономической безопасности, открываемые страхованием, малознакомы и поэтому мало востребованы, их реклама наверняка не только принесет прибыль рекламному агентству и повысит уровень продаж страховой компании, но и сделает, благодаря социальному аспекту страхования, нашу жизнь более спокойной и безопасной.

Наталья Заварзина

Читайте также

Специфика продвижения страховых продуктов

Особенности продвижения страховых компаний

Страховой рынок. Блюдо без рекламного гарнира?

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]