Термин «портал» в Интернет неизменно сопровождает термин «провайдер». До недавнего времени считалось, что порталами могут быть только сайты провайдеров, то есть операторов Интернет, и нельзя называть порталом информационный сервер.
Однако фирмы-провайдеры, по принятой ныне классификации, можно разделить на три группы:
- сервис-провайдеры (Internet service provider - ISP) - обеспечивают доступ в Интернет;
- контент-провайдеры (Internet content provider - ICP) - предоставляют контент (содержание) и ряд других сервисов: хостинг (предоставление места для размещения личных web-страниц пользователей), предоставление бесплатной почты, поисковые системы;
- коммерческие сервис-провайдеры (CSP) - проводят торговые транзакции непосредственно через сеть.
Но, помимо приведенной классификации, контент-провайдеры попадают и в другую. Западные консалтинговые компании делят ведущие российские сайты на три категории:
- каталоги и поисковые системы;
- контент-провайдеры (новостные, тематические сайты);
- он-лайн магазины.
В последнее время все чаще Интернет-сообществом обсуждаются проблемы построения порталов и их информационного наполнения. Причем, наблюдается заметное расширение смыслового значения понятия «портал». Если еще совсем недавно под порталом понимали «ворота», точку входа во всемирную паутину, то теперь это скорее огромные вокзалы (если продолжать транспортную аналогию и терминологию), а в перспективе - города или мегаполисы с разветвленной инфраструктурой, в которых есть все, что нужно для жизни, откуда никуда не хочется уезжать.
Развитие Интернет есть не что иное, как копия развития человеческой цивилизации, колоссально сжатая во времени и перенесенная в виртуальное пространство.
«Построить портал» означает построить мегаполис, где происходит формирование тенденций и стандартов, влияющих на всех остальных «жителей виртуального мира».
«Построить портал» означает создать высокопосещаемый сервер, создать комплекс разнообразных сервисов, формирующих систему мотивации для посещения.
Кто-то начинает строительство портала с поисковой системы и каталога, кто-то с почтовой службы или новостийной службы. Рассмотрим данный вопрос на примере мультипортала http://www.km.ru/ (принадлежащем компании «Кирилл и Мефодий).
Процесс начался с размещения в Интернет принадлежащей компании мегаэнциклопедии, стопроцентно эксклюзивной информации (далее будем называть информационное наполнение портала контентом).
В настоящее время мультипортал развивается по горизонтали (расширяются разнообразные сервисы) и по вертикали (создано 20 тематических порталов, объединенных единой торговой маркой и общими сервисными службами, открыта зона торговли, бесплатный хостинг, подписка).
Почему контент имеет столь важное значение? Потому что в наше время информация превратилась в товар, причем стоимость этого товара растет с чудовищной скоростью. К людям любой специальности и профессии предъявляются все большие и большие требования, человек должен постоянно переучиваться, работать с новой информацией практически ежедневно, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества.
Западные аналитики называют контент «королем Интернета» не случайно, так как он является одним из основных средств мотивации, «привязывания» посетителя к серверу. По прогнозам экспертов, в течение 2000 года в развитие Рунета можно ожидать инвестиций объемом в десятки миллионов долларов. Наибольший интерес, с моей точки зрения, для инвесторов будут представлять именно информационные порталы. Контент должен обладать определенными свойствами, а именно: быть легальным, достоверным, упорядоченным, структурированным, оперативно обновляемым, интерактивным. Очень кратко остановимся на каждом из этих свойств.
Легальность контента означает, что у вас имеются на него права. Для нас интеллектуальная собственность становится неотделима от бизнеса, поэтому любопытно наблюдать, как серьезные люди рассуждают об Интернет как о какой-то специальной среде, в которой это право отменено. Украсть подобную собственность легко, но это вовсе не означает, что можно делать такие попытки. Отрицать сегодня авторское право на информацию в Интернет - все равно, что бредить наяву. Пытаться строить сколь-нибудь заметный бизнес на нелегальном контенте - пустая трата времени и средств.
Контент должен быть достоверным, то есть создаваться профессионалами на основе проверенных источников и, по возможности, быть более полным. Качественной информации никогда не бывает много. Важнее другое: система навигации должна позволять каждому самостоятельно выбирать критерии для ее ограничения.
Информация различается по способу и структуре изложения, что накладывает определенные требования к частоте ее обновления. Например, на рассматриваемом нами сервере www.km.ru существуют новостийная лента, изменяющаяся в режиме реального времени: статьи, обновляемые два-три раза в неделю; интерактивные информационные площадки (доски объявлений, конференции, чаты, пресс-релизы), обновляемые случайным образом (либо по желанию клиента).
Существует несколько способов получения контента. Его можно купить, создать, обменять, разработать систему автоматического создания информации третьей стороной. Рассмотрим каждый из этих способов и постараемся оценить их стоимость.
Проще всего заключить соглашение об обмене информацией. В этом случае стоимость ее приобретения определяется вашими затратами на создание продукта (услуги), которым вы меняетесь.
Купить информацию тоже можно. Однако часто бывает сложно оценить ее стоимость. (Положительным является то, что вы торгуетесь за конкретно существующий продукт и возможно, стоимость контента уже была компенсирована его владельцами ранее.) Сложность также в состоит том, что необходимо оценить, какой именно контент вам нужен, чем он ценен, каким образом он поможет привлечь пользователей на сервер, а также какую аудиторию и насколько можно им удовлетворить. В настоящее время самым распространенным типом покупаемого контента являются новостийные ленты и, реже, базы данных.
Автоматически генерируемый контент - это всевозможные доски, чаты, конференции, базы, которые заполняются, в основном, самими пользователями. Достаточно иметь модератора или менеджера, регулирующего процесс, - и все будет в порядке. Такая информация стоит недорого. Однако она не эксклюзивна, ее можно легко повторить.
Создать контент самостоятельно - самая сложная задача и самое дорогое удовольствие. Такой контент эксклюзивен и может стать вашим уникальным торговым предложением (УТП), выделить среди конкурентных ваш информационный ресурс, что также чрезвычайно важно. На сервере http://www.km.ru/ к такому «хитовому» контенту, в первую очередь, относятся мегаэнциклопедии по всем областям знаний, электронные коммерческие базы, образовательные программы. Стоимость и скорость создания собственного контента может составлять совершенно фантастические суммы в миллионы и десятки миллионов долларов в России и миллиарды за рубежом.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: проект, претендующий на статус портала, не сможет выиграть в конкурентной борьбе, не имея собственного, эксклюзивного контента. Не случайно на международном рынке существует тенденция, когда хорошо известные поисковые системы стремятся превратиться в медиа-компании.
В рамках Интернет-портала http://www.km.ru/ компания «Кирилл и Мефодий» ставит задачу превратить часть своего контента в мультимедиа-энциклопедию, причем в реальном времени (real time multimedia encyclopedia), где вся информация взаимосвязана, хорошо структурирована, легко доступна, интересна и полезна для любого посетителя сервера.
Общая тенденция развития этого сегмента рынка такова, что информация в Интернет будет становиться все более мультимедийной и более зрелищной. Это приведет к тому, что для новых игроков финансовый порог вступления в рынок будет только увеличиваться.
Каковы краткие выводы из всего вышесказанного?
- построить портал означает создать систему мотивации, в которой контент играет главную роль;
- «контент» - король Интернет;
- качественного «контента» никогда не бывает много;
- только эксклюзивный «контент» конкурентноспособен;
- будущее Интернет-«контента» в его мультимедийности.
Комментарий
Новое сообщение