Речь в статье пойдет о феномене видеорекламы, оценке ее эффективности и перспектив размещения на российских и зарубежных хостингах.
О том, что рынок видеорекламы растет, говорят многие исследования. Вот результаты некоторых из них.
С 2001 года наблюдался рост этого сегмента рекламы, который продолжается до сих пор - в ситуации кризиса, когда традиционные СМИ теряют рекламодателей. По прогнозам eMarketer, рост рынка видеорекламы США в 2008-2013 году вырастет с 55,9% до 70,4%.
Основные зарубежные игроки на рынке размещения видеорекламы
- youtube
- hulu.com
- vids.myspace.com
- vimeo.com
- yahoo video
- video.msn.com
- video.aol.com
- dailymotion.com и многие другие.
Российские игроки на рынке размещения видеорекламы
Краткие характеристики брендов
Видео@Mail.ru - крупный российский видеохостинг от Mail.ru, позволяющий хранить и просматривать видеоролики.
Rutube.ru - этот сервис можно назвать русским ответом YouTube. Популярный российский интернет-сервис для обмена, показа и трансляции видео, созданный в 2006 году.
Smotri.com - бесплатный сервис для размещения, хранения и просмотра видеофайлов + сервис прямых трансляций.
Tvigle.ru - развлекательный видеопортал с качественным видео + социальная сеть, объединяющая профессионалов и любителей короткометражного видео. Единственный проект на российском рынке c исключительно легальным видеоконтентом высокого качества.
Russia.ru - первый российский телеканал, созданный для пользователей Интернета. Свою главную задачу Russia.ru видит в показе жизни современной России. В эфир постоянно выходят репортажи из знаменитых мест, беседы с известными писателями, философами и политиками, сюжеты о самых важных событиях страны.
Корбина.ТВ - полноценное бесплатное телевидение в Интернете. Портал предоставляет возможность смотреть трансляции эфирных и спутниковых телеканалов, прямые интернет-трансляции, частные телеканалы и т.п.
Post TV - интернет-проект Тины Канделаки, Андрея Колесникова и Василия Бровко. Проект отличает наличие уникального контента, аналогов которому нет ни на телевидении, ни в Интернете. В отличие от традиционного ТВ с жёсткой эфирной сеткой, формат канала PostTV позволяет смотреть передачи без ограничения по времени и перерывов на рекламу.
И многие другие.
По данным Ruметрики, прогнозируемый в первом полугодии 2008 г. на второе полугодие объем показов видеорекламы вырос с 213 505 000 до 320 000 000, а прогнозируемый в 2008г. на 2009г. объем затрат вырос с 87 000 000 руб. до 156 000 000 руб.
Компании, размещающие сегодня видеорекламу на российских хостингах
Во-первых, это мультинациональные компании, которые уже привыкли к такой рекламе за рубежом и уверены в ее эффективности здесь, в России: Adobe, Unilever, Nokia, Sony Erricson, Samsung, Philip Morris, Intel, BBK Electronics, Red Bull.
Во-вторых, это российские крупные компании: «Контакт-Страхование», Re:Store, Beeline, Megafon и другие.
Жанровый спектр видео-рекламы на сегодняшних площадках
- преролл (рекламный кликабельный ролик, перед показом видео (5-20 сек.). Он первый по эффективности среди остальных видов видеорекламы. http://mediarevolution.ru/formats/effectiveness/2097.html
- постролл (рекламный кликабельный ролик, после показа видео (5-90 сек.)
- оверлей (контекстная, всплывающая реклама с элементами графики (10 сек.)
- продактплейсмент
- брендирование задника в канале
- брендирование плеера
- контекстная реклама в видео
- видео в баннере
- спонсорство какого-либо видеопродукта
- вирусное видео
- рекламный ролик
- видеоподкаст
Очевидно, что эффективнее всего подбирать нужный жанровый и медиа-микс, как его иллюстрирует, например, исследование маркетинговых бюджетов Permission TV (Online Video Survey Results, December, 2998). Согласно исследованиям, процентное соотношение медиа в миксе выглядит следующим образом:
- Онлайн видео - 66,8%
- Социальные медиа - 41, 6%
- Поисковики - 34, 1%
- Подкасты/вебкасты - 32,0%
- Интернет-глянец - 30,5%
- Баннеры - 22, 8%
- Мобильные устройства - 17, 4%
- Остальные - 6, 8%
Примечательно, что данную картину подтверждает и победитель Каннских львов 2009 в номинации Cyber s - CumminsNitro, Australia за кампанию "Best Job In The World" для Tourism Queensland, где видеореклама играла важнейшую роль (http://www.ourawardentry.com.au/bestjob/).
Конкурентные преимущества видеорекламы перед классическими видами рекламы
Стоимость
Снять ролик для видео и снять ролик для показа на ТВ и разместить его - это два бюджета, отличающиеся порядками цифр. Стоимость 1 контакта невысокая, а бюджет на рекламу может начинаться от нескольких тысяч долларов, тогда как на ТВ бюджет начинается от 100 000 долларов.
Измеряемость
Ключевое слово для рекламодателя - контроль. Он должен знать какую отдачу ему принесут деньги, которые он потратил на рекламу. Для этого нужно измерять все, что можно измерить. И делать это регулярно, показывая не просто цифры, а предоставляя меняющуюся картину, где видны тенденции, чтобы было можно составить прогноз, под корректировать тактику и что-то улучшить в рекламной кампании. Именно такую возможность предоставляет видеореклама. Инструмент измерений прост и дешев, последнее особенно важно постравнению с инструментами измерения ТВ рекламы.
Обычно вся видеореклама, включая брендированные страницы и плееры, настраивается и управляется через Adriver или аналогичный инструмент. Рекламодатель видит количество показов рекламы, количество кликов и CTR. Также клиент может видеть статистику Google Analytics, который дает возможность отследить поведение пользователя: сколько страниц он просмотрел, кол-во отказов, кол-во проведенного времени на сайте, была ли достигнута цель, какой процент из пришедших пользователей новый, а какой уже был до этого на сайте. Также у самих площадок (например, у Tvigle есть) есть внутренняя система, которая позволяет отслеживать какое количество пользователей начали просматривать видео, сколько из них посмотрели рекламу (пре-ролл, например), сколько из них досмотрели до 10 секунды, сколько до конца видео и т.д.) Обычно вся эта информация предоставляется клиенту с выводами и рекомендациями по дальнейшей коммуникационной активности. Такой аналитики более чем достаточно чтобы сделать выводы об эффективности кампании и принять обоснованные решения о дальнейшем продвижении.
Особенности коммуникации с целевой аудиторией
Главное преимущество ТВ рекламы сохранено: воздействие на аудиальный и визуальный каналы восприятия человека одновременно.
- «Интерактивность - обратная связь».
У потребителя есть возможность выбирать время просмотра, и в некоторых случаях у него есть возможность выбирать тему рекламы. Есть варианты рекламных видеороликов, которые специально создаются чтобы получить обратную связь от потребителей, например ролик Cosmopolitan Shopping (http://www.youtube.com/watch?v=ZnKKPf-p2oc).
Таким образом, потребитель осознанно выбирает какую ему смотреть рекламу или когда ему смотреть рекламу. Он самостоятельно делает выбор и внимательнее относится к самой рекламе.
Есть варианты, когда рекламодатель создает интерактивную видео игру, в которую потребитель с удовольствием включается (http://www.youtube.com/watch?v=sq21k7SsbA). - «Похожесть».
Видеореклама похожа на ТВ рекламу, к которой потребитель уже привык, а привычное обычно не вызывает отторжения. "Похожесть - привычность" видеорекламы можно увидеть в прероллах. Они похожи на рекламу в кинотеатрах или на рекламу перед телевизионным фильмом. Эмоциональный фон положительный. Любая реклама, показанная в такой ситуации, будет восприниматься намного внимательнее и доброжелательнее, чем просто баннер. Доказательством сему является популярность прероллов, они являются самым «смотрибельным» форматом видеорекламы. Поэтому неудивительно, что CTR видеорекламы составляет 10-15%. - Таргетирование.
Или реклама «по интересам». Важнейшим качеством видеорекламы является то, что она может быть внимательно и доброжелательно принята потребителями. При условии, если она соответствует профилю сообщества, где она размещена. Например, информация о «культовых» гаджетах Nokia или Apple при размещении в профильных сообществах не просто позволит создать обратную связь с потребителем, но и вызовет массу восторгов. Члены сообщества потом начинают распространять такую рекламу как ценную информацию среди других людей, интересующихся подобной темой. Они станут добровольными, воодушевленными и восторженными распространителями видеорекламы в своих блогах, станут посылать ссылки своим друзьям по электронной почти, оставлять свои комментарии к рекламе продукта и голосовать. Например, такое происходит в сообществах, посвященных Макбукам при размещении видео с рекламируемой продукцией. Также это означает возможность коммуникации с потребителем, который больше не обращает внимания на рекламу навязчивую рекламу. - «Новые» аудитории.
Аудиторию, которая больше не смотрит ТВ и не читает газет-журналов» - молодежь 19 - 23 лет, можно встретить в интернете на видеохостингах с гарантией 100%. Кроме того, видеореклама дает возможность коммуникации с более обеспеченной и образованной аудиторией. Это прекрасная возможность для рекламы таких товаров как «игрушки для взрослых» :мобильных телефонов, умных гаджетов, экстремальных туров и других товаров и услуг, важных для аудитории kidalt'ов.
Четкое таргетирование не только позволяет рекламе глубоко проникнуть в мозг, но и экономит бюджет рекламодателя. - Доверие.
Особенности коммуникации в сообществе создают фон для благоприятного потребления видеорекламы: эмоциональность, экспрессивность, интерактивность, доверие к собеседникам способствуют тому, что рекламируемый товар принимается аудиторией обычно с большим вниманием. Примером могут служить видеоподкасты путешественников, транслируемые в сообществе «Лекции на дебаркадере» (http://www.tvigle.ru/community/debarcader). В кадре обычно есть реклама спонсора, часто это журналы о путешествиях или одежда для путешествий. - Отношения с целевой аудиторией на основе равноценного обмена.
Обычно потребители согласны смотреть рекламу в обмен на какие-то возможности: развлечение или обучение. То есть, они меняют свое время и внимание, потраченное на просмотр рекламы, на возможность смотреть интересное видео без денег (intv.ru), создавать какие-то креативные вещи (интернет-сериал «В контакте с одноклассниками»), обучаться (TED, интернет-порталы Discovery, National Geografic, BBC). В таких отношениях потребитель чувствует себя равноправным и довольным, этот фон способствует доброжелательному вниманию к рекламируемому продукту.
Такая коммуникация с целевой аудиторией ведет к формированию положительного отношения к рекламируемому бреду. Об этом - исследование DubleClick (http://www.doubleclick.com/insight/pdfs/TheBrandValueofRichMediaandVideoAds.pdf)
Слабые стороны современной видеорекламы
Несмотря на такие прекрасные возможности, существует несколько «но». И эти "но" связаны с развитием и проникновением Интернета в РФ, а также его качеством. То есть, эта видеореклама возможна там, где есть скоростной доступ в Интернет. Это первое и обязательное условие для ее бурной, успешной и продолжительной жизни. Аудитория видеорекламы в РФ- это аудитория Рунета.
Второе «но» связано с тем, что размещение в низкокачественном видео рекламы нецелесообразно в принципе. Выход? Видеопорталам стоит заботиться о профессиональном контенте, для того чтобы размещать там видеорекламу.
Тенденции дальнейшего развития видеорекламы
Совмещение видеорекламы и мобильного телефона - вопрос не десятилетий, а ближайших двух-трех лет максимум. Создавая видеорекламу, можно будет быть уверенным, что при наличии в ней хорошего, приятного или притягательного контента для целевой аудитории, потребители будут пересылать ее друг другу по телефону, становясь бесплатными распростанителями рекламы, рекомендуя товар или услугу своим родным и близким, коллегам и друзьям. В буквальном смысле spread an ad.
- Появление новых форм видеорекламы вместе с развитием компьютерных технологий.
- Все более четкое таргетирование видеорекламы, вплоть до персонализации.
- Оплата товаров и услуг временем потребителя, потраченным на просмотр видеорекламы.
- Создание сообщество по обмену «просмотренного рекламного времени» определенных товаров и услуг.
- Повышение качества видеоконтента на видеохостингах в связи с развитием технологий и навыков любительской съемки.
Несколько советов для увеличения эффективности видео рекламы от исследователей
(http://www.doubleclick.com/)
- Используйте только 1 идею.
- Внедряйте видеорекламу в составе маркетинг-микса, создавайте синергию с другими видами рекламы, с такими как собственный профессиональный видеорекламный контент, видеоподкасты и др.
- Видеореклама должна длиться не более 30 секунд. Более длительная реклама вызывает раздражение.
- Будьте внимательны к таким потребностям целевой аудитории как развлечение, обучение, потребность в коммуникации по интересам, потребность в принадлежности к сообществу.
- Размещайте видеорекламу до или после основного контента, в котором заинтересован потребитель, не ставьте рекламу в середину. Такая реклама раздражает и воспринимается как помеха.
Собственно, все эти идеи уже давно успешно используются рекламодателями, что отражается на интенсивном росте данного вида рекламы.
Резюме
Видеореклама воспринимается доброжелательно, с вниманием и даже с удовольствием, если она удовлетворяет потребности целевой аудитории в общении, принадлежности к сообществу, развлечениях и обучении. При соблюдении всех этих условий видеореклама становится наиболее выгодным видом рекламы в интернете, что подтверждено самыми разными исследованиями.
Комментарий
19.01.2011 16:33
AnDy
очень полезная статья,
большая ценность также в ссылках на инсайты DoubleClick по видеорекламе и интерактивным баннерам.
12.12.2013 2:21
Максим
Подскажите, а как можно найти прямых рекламодателе
12.12.2013 2:21
Максим
Подскажите, а как можно найти прямых рекламодателей для своего интернет проекта? Мне нужно много разной преролл -рекламы.
Новое сообщение