Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Тирания за стеклом

Завершился ежегодный конкурс юных пиарщиков «Хрустальный Апельсин-2007». Статус информационного партнера дает нам право отметить и поощрить понравившуюся работу. И мы выбрали. Кейс, который публикуется ниже, не вписывается ни в одну номинацию, а между тем он - прецедент самостоятельной категории гражданского пиара. Но это лишь один повод для поздравлений. Второй - сам объект продвижения: Томский музей репрессий 30-50 годов.

История репрессий - это история мощной, продуманной до мелочей национальной пиар-кампании, подкрепленной законодательством, пафосом газетных статей, промоутерами-«наседками», фирменным стилем «в полоску», покалеченными судьбами заключенных и психозом оставшихся на воле народных масс. Отваживаясь на пиар музея репрессий, да еще и в современном ключе (нужна ли России «твердая рука»?), молодые люди должны хорошо чувствовать высоту поставленной «планки». Ну и, в-третьих, нам понравились сами усилия - проведение исследований и вынесенные рекомендации. В условиях почти полного отсутствия бюджета ребятам удалось вдохнуть в музейные меха новый, свежий воздух. Отныне музей репрессий не вздыхает о прошлом, но меняет настоящее и заботится о будущем. Пожелаем удачи музею и ребятам из Томского Государственного Университета!

PR-повод

В последнее время мы все чаще и чаще задаемся вопросом о значимости истории. Одни считают ее подсказкой тому, как жить и что делать. Другие не видят в истории ничего, что можно было бы воспринимать как значимое. Между тем история движется.

Так, все дальше отходят от нас времена, во время которых стали возможными попрание прав и свобод человека, организация и проведение в жизнь политики геноцида против собственного народа. Но, отходя, не вернутся ли они назад? В.Н.Уйманов, автор книги «Репрессии. Как это было...», считает, что мы «ошибками в своих действиях и поступках можем вновь вернуть нечто подобное этим мрачнейшим страницам нашей истории». Его слова и слова, написанные посетителями музея истории политических репрессий, стали толчком к написанию этой работы. Мы задумались над тем, какое значение сейчас имеет история 20-50х гг. для нас, для города с 400-летней историей. Надо ли сегодня, 30 октября каждого года, зажигать свечи в память жертв политических репрессий; надо ли сегодня знать о жизни тех, «чья блестящая карьера или же обычный жизненный путь был прерван в обожаемом нами городе»; надо ли сегодня говорить о репрессиях и об угрозе их повторения? Вот что хотели мы выяснить.

Томск имеет уникальную возможность говорить о данной проблеме. Его мемориальный музей истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД» - один из немногих музеев подобного рода. Более того, это единственный в России музей, размещенный на площадях, где горотдел НКВД содержал врагов советской власти.

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе исследования разработать PR-концепцию для музея истории политических репрессий, создав тем самым благоприятную почву для распространения идей недопущения геноцида, культа личности, повторения репрессий.

Для решения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить исторические материалы, связанные с периодом массовых репрессий XX века, а также материалы, касающиеся деятельности музея истории политических репрессий, с целью более детального ознакомления с проблемой.
  2. Провести исследования для того, чтобы выяснить отношение жителей и гостей города Томска к данной проблеме, а также определить уровень осведомленности людей в вопросах истории XX века.
  3. Разработать PR-рекомендации для музея политических репрессий, с целью повышения интереса к нему целевой аудитории.
  4. Объектом нашего исследования является томский Мемориальный музей истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД».

Предмет исследования - продвижение музея «Следственная тюрьма НКВД».

PR-аспект проекта. Музей истории политических репрессий является некоммерческой организацией, филиалом томского краеведческого музея. В этой организации отсутствует отдел по связям с общественностью. Поэтому разработанные PR-рекомендации выполнят сразу несколько задач. Во-первых, PR-стратегия поможет общественности осознать и принять миссию музея истории политических репрессий. Во-вторых, будут сформированы каналы общения с людьми, для которых предназначаются услуги музея. В-третьих, благодаря исследованию и PR-рекомендациям, будут найдены более четкие методы воздействия на целевую аудиторию.

Репрессивная РR-машина

В этой части мы не описывали подробно историю массовых репрессий. Мы лишь коснулись тех ее моментов, о которых рассказывают и выставочные залы музея, если можно назвать бывшие камеры - залами... Здесь собраны реальные слова людей. Они были оставлены в книге отзывов музея тюрьмы НКВД. Этими словами мы разбили весь текст, желая сделать его похожим на мозаику, где каждый кусочек - часть огромной картины. Подобное чувствуешь, когда ходишь по музею и смотришь на молчаливые фотографии. Расстрельный крест, одна из постоянных выставок музея - это тоже своего рода мозаика. Вот только кусочков в ней слишком много...

Да небудет с нами такого. Во веки. Аминь. 18.09.07.

Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в ст.1 дает следующее определение репрессий. Политическими репрессиями «признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями».

Потребуются еще годы, чтобы вскрыть этот вопрос в полном объеме. Многое до сих пор остается загадкой в этой болезненной, кровоточащей теме. Как и война, репрессии оставили свой след в тысячах и тысячах семей, в судьбах миллионов человек.

Будь оно трижды проклято, то время... 03.10.07.

Вышеназванный закон призван реабилитировать жертв политических репрессий. Несчастные люди, попавшие под каток государственной системы, заклейменные позором и названные преступниками, были официально признаны властью невиновными. Но когда-то существовали другие законы, целью которых было установление «революционного правосознания» и «социалистической законности». Например, принятое в апреле 1925 года постановление «О революционной законности», в котором коллегия ОГПУ обязала руководящий состав в центре и на местах «усилить контроль за соблюдением социалистической законности в следственной работе, во всех случаях нарушения законности принимать меры, вплоть до предания суду, и немедленно докладывать председателю ОГПУ». В 1926 году появился новый Уголовный Кодекс. В нем - та самая 58 статья, вспоминать о которой недобрым словом будет еще не одно поколение людей...

За своих дедов не прощу красным, сволочам и предателям Русской монархии 04.08.07.

Статья открывала главу 1 «Государственные преступления» и раздел «Контрреволюционные преступления». Долгие тридцать четыре года 58-я статья будет преследовать практически любого человека, даже не предполагающего, что любое его действие или бездействие в конечном итоге могло быть подведено под эту статью. Первое уголовное дело по 58-й статье в г. Томске было возбуждено против бывшего агента охранки в апреле 1927 года. А первыми осужденными стали К.В.Калугина и Ф.А.Просандеев, которые были приговорены 4 ноября 1927 года к 2 годам концлагерей за контрреволюционную агитацию.

И начался полувоенный образ жизни, ставший идеалом и символом времени, сохранявшийся во всем - от повседневной формы одежды руководителей до оформления документов. С каждым годом маховик репрессий стал раскручиваться все быстрее и быстрее. Если раньше суд еще сохранял какую-то видимость соблюдения законности, то после указаний Центра (создание «троек»; наделение местных органов чрезвычайными полномочиями; применение репрессий не только в судебном, но и досудебном порядке) нарушались как нормы права, так и нормы действовавшего уголовного кодекса. Обвиняемый фактически лишался права на защиту и возможности объективного рассмотрения дела в целом.

Проклятие тем, кто уничтожил невинных, не исчезнет из памяти 03.09.07.

СМИ - четвертая власть. Как никогда подходит это определение к советским средствам массовой не просто информации, а пропаганды. С одной стороны, газеты пестрели материалами об успешно развивавшемся стахановском движении, встречах руководителей государства с трудящимися, мировых рекордах советских авиаторов, многочисленных награждениях, вновь об успехах социалистического строительства, обсуждении проекта Конституции и т.д.. С другой стороны, в газетах тех лет все чаще и чаще мелькали сообщения о «вылазках классового врага», о процессах над уже разоблаченными. Это были не просто информационные сообщения, а публикации обвинительных заключений, допросов обвиняемых, выступлений сторон и обязательно с приговорами. Как не поверить в «существующие» банды, шпионские, вредительские, террористические группы и организации, если пишет об этом не бульварный листок, а центральная газета страны?.. И как не поверить в силу и мощь партии, мудрость Сталина, святость социалистического будущего после столь громких успехов и рекордов... Кроме того, краевые и областные газеты не только тиражировали подобные материалы, но и обильно добавляли «местного колорита».

Да-а-а! И это только малая, очень малая часть той «политической индустрии»... Не дай Бог повториться!!! 13.09.07

Социальной базой для репрессий было практически все население страны. «Врага» находили в тундре и в горах, в пустынях и глухой тайге, среди рабочих и крестьян, среди партийных и беспартийных, среди женщин, стариков и детей. «Подготовленные» в камерах люди признавались в самых чудовищных преступлениях. После чтения показаний арестованных «начинаешь сомневаться в том, что был хоть один сторонник Советской власти, - кругом одни враги, которые убивали, взрывали то, чего не могли разрушить иным способом».

Мы с мужем ходим сюда всегда в этот страшный день. Здесь расстреляли его отца. Он остался с матерью, прожили страшную жизнь в то время. Сейчас, слава Богу, мы можем его навестить и вспомнить о случившемся. 30.10.07.

Вот отрывок из книги «Мало слов, а горя реченька...» Д.Е.Алина, сибиряка-томича, потомственного русского крестьянина. Подобно миллионам, он - из репрессированных. Когда Алин попал в тюрьму, ему было 16 лет.

« - По-вашему я должен взять на свою душу все, что мне приписывают? Но это значит, что я действительно враг народа! Нет, я считаю, что этого делать не имею права по отношению к моей жизни и совести.

- Возможно, ты в чем-то и прав, но за время, что я сижу здесь, еще никому не удалось выйти на свободу, - гнул свою линию Никифоров. - Поэтому ты забудь и думать об этом.
- Но если я начну все и вся брать на свою шею, то это значит, что я враг народа. Я не хочу умереть врагом народа!
- Послушай мальчик, ты думаешь, что всех, кто признает свою вину, уничтожают?... Ты знаешь, что у нас есть еще лагеря, где сидят такие вот, как мы. Признавшись, ты получишь больше шансов на жизнь...

Через несколько месяцев после этих разговоров я узнал, что Никифоров являлся самой простой камерной «наседкой»... При удобном случае он старался психологически обработать неискушенных новичков...».

Здесь описан один из способов «обработки». Неудивительно, что чистосердечные признания были распространены среди обвиняемых.

Ненавижу идеологию коммунизма! Ложь, лицемерие и дрянь. Сотни тысяч лучших «генов» России в «расход». Камеры, стены... Неужели это все для собственного народа?

Дед Александр - 1938; отец Николай - 1946; и много-много близких и любимых. А ведь все могло в жизни быть иначе... 18.10.07.

Трагедия народа безгранична. Где предел тем страданиям и испытаниям, выпавшим на долю миллионов и миллионов? Страдали не только «враги народа», но и их близкие - «сын (дочь) врага народа» или «члены семьи изменника Родины». Эти «ярлыки» на долгие годы становились «волчьим билетом». Только среди репрессвных приказов ОГПУ- НКВД более десятка касались членов семей репрессированных: циркуляр НКВД СССР «О порядке устройства детей репрессированных родителей в возрасте свыше 15 лет» (1938 г.); приказ НКВД «О порядке оформления привлечения к ответственности родственников изменников Родины» (1939 г.); приказ Наркома и НКВД и Прокурора СССР «О порядке привлечения к ответственности изменников Родины и членов их семей» (1941 г.); « О порядке высылки в отдаленные районы СССР членов семей изменников Родины» (1941 г.); циркуляр НКВД «О репрессировании членов семей изменников Родины» (1942 г.); приказ НКВД «о порядке привлечения к ответственности членов семей изменников Родины» (1943 г.) и др.

А главы этих семей проходили по основным приказам. Система помнила всех и никого не забывала.

Я из казачества. Прошел все ужасы коммунистического режима. Начиная с коллективизации, когда насильно загоняли в колхозы, а кто сопротивлялся, тех ссылали на север или в Сибирь, а многих и расстреливали. Потом в 1941 - война, в 1943 - немецкий плен. Освобожден во Франции англо-американцами. Возвращение на родину, снова сталинские лагеря, 58 статья, 10 лет и 5 лет высылки. Вспоминаю внутреннюю тюрьму, камеры-одиночки. Спасибо Вам, что вспомнили и НЕ ЗАБЫВАЙТЕ БОЛЬ ЛЮДСКУЮ... 30.10.07.

Музей вчера и сегодня

Говорить об истории можно бесконечно. Даже самые первые выставки музея постоянно обновляются, так как со всех городов приезжают люди и привозят с собой новые частички одной большой мозаики.

Чтобы узнать о жизни самого музея, мы взяли интервью у одного из его основателей, кандидата исторических наук, Б.П.Тренина. Он вспоминает сейчас: «Ведь музей с самого начала мыслился как народный. Так оно и было: все, что здесь собрано - принесли люди».

Создание музея пришлось на 1989 год. И началось оно фактически с создания Томского общества «Мемориал», которое было основано в 1988 г., зарегистрировано в 1992 г. Общество «Мемориал» включает 86 национальных и региональных организаций из 7 стран (Россия, Украина, Латвия, Казахстан, Грузия, Польша, Германия). Среди задач Общества: восстановление исторической правды о политических репрессиях в СССР, сбор и публикация документальных источников, проведение научных исследований; реабилитация жертв репрессий и увековечение их памяти. За время существования «Мемориала» издано более 300 книг, тысячи статей и очерков, проведены десятки выставок, осуществлены многочисленные теле- и радиопередачи, собраны значительные архивы, создано несколько музеев.

История самого здания по адресу ул. Ленина, 44 (бывшая ул. Магистрацкая, 33) уходит своими корнями в конец XIX века, когда оно было построено по заказу духовной консистории для подготовки учителей духовно-приходских школ. Позже в этом здании взбунтовавшиеся семинаристы убили своего наставника, а в 30-е годы дом приобрел недобрую славу самого «высокого» здания в Томске. С 1933 по 1944 гг. здесь располагалась следственная тюрьма НКВД. По данным «Мемориала», через эти застенки прошло около 10 тыс. «политических».

Первые выставки были передвижными и состояли практически полностью из того, что принесли сами бывшие узники ГУЛАГа и их родственники: семейные реликвии, архивные документы, фотографии. Б.П.Тренин: «Мы опубликовали статью «Голоса павших - совесть живых», где обратились с просьбой к людям помочь в сборе материалов для музея. В статье я указал адрес университета, ведь тогда еще работал деканом исторического факультета. И люди начали писать... Это были сотни писем. Все их тащили мне в кабинет. Я читал все забывая о своей основной работе. Письма те - такой поток стресса...».

Пока передвижные выставки переезжали из актового зала ТГУ в Дом ученых в Академгородке и другие места, в музей «нельзя было зайти без веника». Шел ремонт. Одним из первых посетителей еще не открывшегося музея стал А.И.Солженицын. Он написал тогда: «Томскому музею политической истории ХХ века. Радостно Ваше начинание по восстановлению страшных деталей коммунистического прошлого». 26.06.94.

А с 1995 г. началась активная работа. Практически каждый день экскурсии, встречи в школах, НИИ, на предприятиях. В музей приезжали журналисты, снимали сюжеты. Б.П.Тренин: «В то время общественно-политическая атмосфера в Томске была совсем иная. Сейчас разговоры о том, что наш город - интеллигентный, современный, - пустые разговоры. Томск превратился в обыкновенный, консервативный уездный городок».

Сегодня в музее действуют следующие постоянные композиции: коридор следственной тюрьмы НКВД; кабинет следователя, тюремная камера, экспозиции «Большой террор 1837-1938 гг.», «Расстрельный крест», «Колпашевский яр», комплекс документов о трагических судьбах расстрелянных в Томске поэте Н.А.Клюеве, профессорах томских вузов. В 2007 году проходила выставка «Музей в музее», главной идеей которой было создание мемориального музея на Каштаке - месте массового захоронения жертв репрессий.

Музей участвует в реализации совместных проектов по увековечиванию памяти жертв политических репрессий с национально-культурными обществами Томской области, архивами, Томским и Международным обществом «Мемориал», Центром им. А.Д.Сахарова и др. государственными и общественными учреждениями и организациями. В 2006 году музей получил приглашение в международную Коалицию Музеев Сознания. Туда входят музеи, которые интерпретируют историю, связанную с геноцидом и освобождением от тоталитаризма. Таких около14 по всему миру - в Чили, Аргентине, Бангладеш, Англии и несколько в Нью-Йорке, где находится штаб-квартира Коалиции.

Директор музея В.А.Ханевич в одном из интервью сказал: «Работа в музее заключается не только в создании экспозиций и проведении экскурсий, но и в проведении большой исследовательской и архивной работы». Кроме того, научные сотрудники Мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» осуществляют целый ряд услуг для посетителей музея. Во-первых, они принимают на временное или постоянное хранение документы, фотографии, предметы и другие семейные реликвии, отражающие эпоху политической истории страны советского периода. Во-вторых, музей проводит специализированные уроки-экскурсии для школьников, студентов техникумов и вузов в рамках учебных программ по местному краеведению и истории России советского периода. Кроме того, школьники, студенты и аспиранты могут обратиться за помощью в подборе литературы, архивных документов и других материалов для подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. В-третьих, сотрудники музея могут дать квалифицированную консультацию по поиску сведений о репрессированных гражданах. Электронную базу данных репрессированных жертв политических репрессий в СССР, насчитывающую около 1,5 млн. персоналий, можно скопировать на электронный носитель для посетителей. И, наконец, в-пятых, при музее существует библиотека, имеющая издания по истории политических репрессий в СССР, нарушениях и защите прав человека, мемуарная литература, книги памяти по разным регионам РФ.

Репрессии в сознании «уездного городка»

В заключение теоретической главы мы приводим результаты небольшого опроса, проведенного в рамках работы над проектом. Нам стало интересно, насколько высока осведомленность людей об истории советского периода, связанного с репрессиями.

В опросе приняли участие 48 человек, в возрасте от 18 до 45 лет. В основном респондентами являлись студенты, 5 человек - преподаватели ТГУ и 6 человек - рабочие. Опрос носил учебный характер и поэтому мы признаем, что такое количество респондентов не может качественно отобразить реальное положение дел, однако результаты достаточно интересные.

Анкета состояла из восьми вопросов, первым из которых был: «Назовите характерные черты тоталитарного режима». На него предлагались варианты ответов. Большинство респондентов правильно отвечали на вопрос, но ответ был неполным. Чаще всего указывали варианты «массовые репрессии» и «культ национального вождя», не отмечая при этом такие черты, как «насильственное установление однопартийной системы» и «унификация общественной жизни». Нашлись даже такие респонденты, которые считали характерными чертами тоталитарного режима «политический плюрализм» и «разделение законодательной, исполнительной и судебной власти».

Второй вопрос касался создания Сталинской Конституции, а именно года ее появления. Правильно на этот вопрос (1936 год) ответили только 50% человек. Многие из них признавались, что отмечали наугад.

Следующий вопрос просил респондентов пояснить, как они понимают понятие репрессии. Самыми распространенными синонимами репрессий были: угнетение народа; массовые гонения; насильственное принуждение к политическому режиму; система жестоких наказаний; необоснованное обвинение людей с последующей их ссылкой в лагерь; массовое истребление людей; преследование инакомыслия. 20% респондентов не отвечали на этот вопрос вообще. Самым необычным ответом мы считаем: «репрессии - это изменение закона».

На вопрос о том, с какого моменты начались массовые репрессии, респонденты отвечали чаще всего: «с 1930-х гг.». Были ответы: «после Второй мировой войны», «с 1917-го года».

Самым известным среди респондентов репрессированным был Солженицын (вопрос №6) и Сахаров. Были такие ответы: Булгаков, Гумилев, сын и муж Ахматовой, Киров, Троцкий, Зиновьев, Тухачевский, Вознесенский. 15 человек не ответили на этот вопрос ничего.

Ставшие притчей во языцех аббревиатуры НКВД, ОГПУ в советское время, сейчас становятся уже неизвестными для многих людей. Чаще всего писали: народный комитет внутренних дел. ОГПУ не знал никто.

Уголовный Кодекс 1926 года, где содержалась та зловещая 58-я статья, также становится уже неизвестным. Никто из респондентов не смог вспомнить, чем знаменит УК 1926 года.

Интересно, что та же возрастная группа участвовала и в другом исследовании, о котором подробнее будет рассказано в следующей главе. На вопрос «хотелось бы вам знать о репрессиях больше», многие (21,15%) отвечали: «Не очень, так как я достаточно много знаю об этом».

Кому и зачем нужен музей?

В музее тюрьмы НКВД очень часто работают студенты. Когда мы тоже приходили изучать материалы, студентка первого курса факультета культурологи Екатерина Евтронова в это время работала над созданием фильма о музее. Популярен ли музей истории политических репрессий среди других студентов, мы выясняли во время проведения исследования. Основные проблемы, которые были затронуты в опросе: отношение респондентов к вопросам истории, отношение к проблеме массовых репрессий и отношение к музею «Следственная тюрьма НКВД». В опросе принимали участие 52 человека в возрасте от 17 до 55 лет. Основная возрастная группа, которая составила 80% от общего количества респондентов - молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет.

Первая часть исследования касалась отношения респондентов к истории. В результате были получены следующие данные: большая часть респондентов призналась, что хорошо знала историю в школе (университете), но сейчас начинает ее забывать. При этом на вопрос о значимости истории, большинство (45 человек) считают, что историю надо знать. Однако цель у знаний разная. Одним знать историю надо, чтобы правильно строить будущее. Другим - чтобы не было стыдно, если спросят. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что многим молодым людям нужны знания истории для самоутверждения в социуме («чтобы не было стыдно», «чтобы поступить в университет», «чтобы строить будущее»). Следует заметить, что категорических ответов «не надо знать историю» не было вообще.

Большинство респондентов (46%) считают, что современные СМИ уделяют достаточно внимания истории России. Практически 31% не согласны с этим мнением, считая, что программ, посвященных исторической теме, должно быть больше. В то же время, если бы респонденту понадобилась информация исторического плана, он вряд ли бы обратился к СМИ. 64% людей ответили, что использовали бы в качестве источника информации Интернет, 25% - учебники.

Как можно использовать данные результаты? Во-первых, мы выяснили, что историческая тема является достаточно актуальной среди респондентов. Поэтому при разработке социальной рекламы или написании статьи, базисным субъектом которой является музей политических репрессий, вовсе не обязательно уходить от истории, однако важно учитывать, зачем молодым людям хочется ее знать. Во-вторых, наиболее быстрым и распространенным каналом общения с людьми является Интернет.

Целью второй части опроса было определить отношение респондентов к проблеме массовых репрессий. Следует сказать, что данная тема считается респондентами недостаточно освещенной, хотя большинству хотелось бы знать о репрессиях больше. 71% опрашиваемых уверены, что репрессии были ужасным периодом, «черными страницами» нашей истории. Мы задали подобный вопрос, так как В.А.Ханевич, директор музея, рассказывая на экскурсии о советских временах, высказал мнение, что многие люди сегодня до сих пор думают, верят в то, что России нужна сильная рука. Кроме того, многие не видят в репрессиях ничего ужасного. Как видно из нашего опроса, данная точка зрения не распространена среди молодых людей. Последний вопрос звучал следующим образом: «Стоит ли сегодня поднимать вопрос, касающийся массовых репрессий?» 39% считают, что это поможет решать современные проблемы, в том числе проблему вырабатывания механизмов недопущения подобного террора. Однако 33% респондентов считают, что о репрессиях стоит говорить, только чтобы отдать дань жертвам сталинских репрессий. В современном обществе подобное вряд ли может повториться. Достаточно высокий процент опрошенных людей считает, что сегодня существуют гораздо более серьезные проблемы, чем репрессии.

Вывод: проблема репрессий достаточно интересна для молодых людей (подчеркнем, что 80% респондентов составили именно молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет). Они осознают последствия большого террора и понимают негативное воздействие политики геноцида против собственного народа. Однако довольно большое количество людей не видят в этой проблеме актуальности, считая эту темой лишь исторической. Если для музея одной из целей является актуализация проблемы культа личности, геноцида и репрессий, на это стоит обратить внимание.

Последняя часть нашего исследования касалась непосредственно музея истории политических репрессий. Прежде чем говорить о конкретном музее, мы выяснили, насколько вообще интересно людям посещать музеи, выставки. Оказалось, что большинству (65%) очень интересно посещать музеи, однако делают они это крайне редко. Многие отвечали, что посещают музеи в основном в других городах: Санкт-Петербурге, Москве.

Большинство респондентов считают Томск историческим городом. Однако музей тюрьмы НКВД не связан у респондентов со списком исторических мест, хотя большинство (79%) знает о существовании музея. Но из этих 75-ти посещали его только 25%. Тех, кто не посещал музей, спрашивали, не хотят ли они его посетить. 86% ответили «Да».

Какое значение имеет музей истории политических репрессий для Томска, и имеет ли? Шесть человек четко указали, что музей не имеет никакого значения для города. Те, кто были не согласны с данной точкой зрения, писали в основном об информационной и исторической функции музея. В предыдущей главе мы не зря рассказали о том, какие услуги предоставляет музей. Их много, и это не только выставки и экскурсии, не только повествование о прошлом, но и помощь настоящему. Музей тюрьмы НКВД похож на маленький научно-исследовательский центр. К сожалению, это не донесено до целевой аудитории. В основном музей воспринимается только как хранитель застывших экспонатов.

В результате анализа исследования мы смогли выявить несколько направлений, ориентируясь на которые попробуем теперь разработать PR-рекомендации для музея истории политических репрессий.

Рекомендации

Публикации в газетах

Мы провели анализ публикаций о музее (за период с 1996 по 2007 гг.) и сделали вывод, что основной характер статей - информационно-ознакомительный. Мы не говорим, что такие статьи бесполезны - они познавательны и выполняют информационную функцию. Но анализ проведенного исследования показал, что большинство респондентов (79%) уже знают о существовании музея, понимают, что он собой представляет. Однако до целевой аудитории не донесена информация о деятельности музея, о том, что в нем осуществляется большая исследовательская и архивная работа. Библиотека, банк данных, организация встреч в школах и университетах... Поэтому одна из первых наших рекомендаций - изменить характер публикаций, делать акцент не на истории музея и его экспонатах, а на том, чем помимо экскурсий занимается музей, на проблеме репрессий вообще, на людях, которые занимаются таким благородным делом.

Мы предлагаем использовать следующий небольшой текст в качестве проекта какой-либо статьи: «Единственное, что требуется для триумфа зла - это чтобы хорошие люди ничего не делали. Но музей истории политических репрессий - доказательство того, что злу пока рано торжествовать. Ведь хорошие люди делают. Они не только рассказывают другим о том, что было и что может быть. Они помогают людям обрести, наконец, прошлое, которое было потеряно в советское время. Они создали библиотеку, которую можно использовать. Они приходят в классы и аудитории и общаются с теми, кому предстоит строить будущее. Они - это сотрудники музея тюрьмы НКВД».

Как видно из этого текста, мы не пытались привлечь тем, что музей уникальный (нельзя забывать о том, что 79% уже знают об этом), не говорили о страшных экспонатах. Ведь сам В.А. Ханевич, директор музея, сказал в одном из интервью: «Наша задача не в том, чтобы передать посетителю ужас и страх. Орудия пыток, палачей и жертв можно посмотреть и в других музеях, было бы на то желание. Важнее узнать о людях, чья блестящая карьера или же обычный жизненный путь порядочного человека был прерван в обожаемом нами городе». Мы попытались сделать акцент на людях - сотрудниках музея и на том, что еще, кроме экскурсии, можно получить от «Следственной тюрьмы НКВД».

Финансирование

Пожалуй, этот вопрос остается самым актуальным для музея. С.П.Астраханцева рассказывала, что музею нужны специальные наушники с записью экскурсий на разных языках. После анализа книги отзывов, стало ясно, что музей известен по всему миру. Вот список некоторых городов и стран, из которых приезжали люди и оставляли записи в книге (мы смотрели книгу, которая была заполнена только за полгода 2007 года): Австралия, США, Германия, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Польша, Франция, Италия, Китай; Москва, Санкт- Петербург, Ташкент, Междуреченск, Сергиев Посад, Канск, Абакан, Кемерово, Тюмень, Новокузнецк, Улан-Удэ, Мытищи, Бийск, Омск, Новосибирск, Радужный, Барнаул, Екатеринбург, Иркутск, Чита, Челябинск; Берлин, Рим, Лондон, Париж, Амстердам и др.

В музее при входе стоит копилка «на реализацию новых проектов музея». Визиток нет. Светлана Петровна записывает номера телефонов на бумажке. Мы спрашивали Б.П.Тренина о спонсорах: «Спонсорство заключается в том, что многие сегодняшние предприниматели - мои бывшие студенты, которые помнят меня как преподавателя. Вот, когда нужна помощь, иду к ним. Кроме того, раньше мы использовали гранты, побеждая с научно-исследовательскими проектами».

Конечно, проблема эта достаточно сложная. Единственное, что мы пока можем предложить, - это привлечение спонсоров через идею социально-ответственного бизнеса.

Реклама и каналы общения с аудиторией

Результаты исследования показали, что целевая аудитория проявляет интерес к вопросам истории, в особенности к проблеме политических репрессий, но не старается их изучать. В основном - это студенты. Они любят необычные идеи, оригинальный способ подачи информации. Это достаточно активная группа общества, поэтому создавать слишком длинные тексты не будет удачным вариантом. В качестве макета мы разработали несколько вариантов рекламы. С одной стороны, функция данной рекламы - социальная: поднять вопрос, касающийся культа личности (реклама «сильная рука»), репрессий (реклама «ломать - не строить») и др. Она как бы перемещает акцент с музея на проблему. С другой стороны, реклама направлена и на повышение имиджа музея истории политических репрессий.

Как выяснилось в ходе исследования, наиболее быстрым и распространенным каналом общения с людьми является Интернет. Это говорит о том, что намного эффективнее общаться с целевой аудиторией через форумы, сайты, блоги, нежели чем через СМИ (к этому каналу аудитория обращается реже всего для получения информации). У музея есть сайт, однако средств на его обновление нет. Поэтому, пока не найдены средства для работы с сайтом, необходимо найти другие каналы общения с аудиторией. Так как музей оказывает услуги по организации встреч со школьниками и студентами, то эти встречи можно использовать как способ взаимодействия с аудиториями. Они имеют ряд преимуществ: во-первых, они помогают познакомиться с целевой аудиторией, выслушать ее мнение о деятельности музея, познакомить ее с новыми (или будущими) экспозициями, пригласить посетить музей. Во-вторых, это удобная возможность провести социологическое исследование и выяснить изменения в отношении к базисному субъекту. И наконец, встречи в рамках занятий по истории в школах и университетах помогут ребятам лучше усвоить материал, может быть, многие из них захотят воспользоваться библиотекой музея.

Имидж

Чтобы выяснить, как целевая аудитория воспринимает внешний имидж музея, мы провели устный опрос респондентов нашего исследования. Им предлагалось оценить визитку В.А.Ханевича. Многим визитка показалась мрачной, отталкивала черно-белая гамма, пугало окно с решеткой. Люди признавались, что в такой музей идти страшно.

Мы попробовали создать альтернативу. В качестве эмблемы мы выбрали знак общества «Мемориал». В качестве цветовой гаммы мы выбрали теплый оттенок золотого, чтобы сгладить серьезность слов «мемориальный», «следственная тюрьма».

В итоге

Изучив репрезентативную часть целевой аудитории, мы выяснили, что проблемы истории, в частоности, репрессий, являются для нее весьма актуальными. Более того, многие хотели бы посетить музей, осознавая его значимость. Однако имидж музея нуждается в улучшении, а работа - в грамотном продвижении. Наши рекомендации: использовать Интернет как популярный канал для молодежи, разработать и внедрить ряд коротких и емких рекламных сообщений. Чтобы раз и навсегда покончить со смешиванием объекта деятельности музея - истории репрессий и просветительского характера этой деятельности, мы рекомендовали изменить дизайн визиток и переориентировать смысловой вектор работы СМИ с истории музея на его текущую деятельность, делая акцент не на содержании работы, а на людях, которые ее проводят.

Наш проект направлен на то, чтобы миссия музея (сохранение и увековечивание памяти о жертвах беззакония) была понятна и известна большему количеству людей. Чтобы это происходило, необходимо постоянно изучать общественное мнение, проводить подобные нашему исследования и не бояться меняться.

А.Смертина, С.Свинолупова

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]