Здесь пойдет речь не о контекстной Интернет-рекламе, возникающей на близких по содержанию порталах. Здесь пойдет речь о невиртуальной рекламе, способной высечь креативную искру из... своего окружения.
Для этого стоит вернуться к более широкому определению контекстной рекламы.
Контекстная реклама — это маркетинговая коммуникация, которая использует значения и возможности знаков, составляющих среду рекламного сообщения. Речь идет не о сознательном использовании контекста внутри рекламного образа, что, собственно, и отличает риторику рекламы, но об использовании знаков, созданных (или будто бы созданных) кем-то другим.
В эпоху media is the message идея вставить рекламу в выразительную, естественную и абсолютно бесплатную «картинку» просто не могла не родиться. Теперь это — быстро развивающееся и эффективное направление.
Лингвисты утверждают: подходящий контекст усиливает и уточняет значение слогана — финальной и ударной точки сообщения. Так что удачное размещение сегодня — не только забота медийщиков, но и креативная стратегия особо опытных рекламистов. Более того, этот контекст уже создается искусственно!
Но прежде — немного теории.
Слово «контекст» восходит к латинскому contextus (contexere — от com + texere (ткать)). Контекст в лингвистическом понимании — это часть текста, «вытканная» вокруг определенного слова, уточняющая его значение. Это третье значение формируется из связи слова с контекстом. В определенном смысле контекст можно уподобить интонации.
Семантическое поле понятия контекст включает следующее:
Context — ambience, background, conditions, connection, framework, relation, situation, substance, text.
Environment — backdrop, background, circumstances, climate, context, domain, encompassment, entourage, milieu, neighborhood, purlieus, scene, scenery, setting, situation, surroundings.
Различают несколько видов контекста:
- В зависимости от визуального положения относительно слова или иного знака — «правый» и «левый» контексты.
- В зависимости от «угла зрения» — вербальный (для слов), семиотический (для всех других знаков), социальный (для события) и другие контексты.
Контекстная реклама высекает дополнительный смысл, совмещая различные уровни коммуникации. Например,
Коммуникант + внешняя среда
Журнал «Вокруг света» можно было бы рекламировать и в метро. Но совсем другое дело — аэропорт Шереметьево. Гениальная идея — разместить рекламу журнала «Вокруг света» в аэропорту «Шереметьево». Прямо под круглым, как Земля, циферблатом (рис.1).
Коммуникант (Рекламное сообщение?) + другой продукт
Всем известно: вампиры и черти боятся чеснока. Но боится ли его книга о Дракуле? Вы будете смеяться и перестанете бояться, когда увидите книгу в ящике с чесноком (рис.2).
Рекламное сообщение + внешняя среда
Угольно-ветряная электростанция футуристической архитектуры — замечательная иллюстрация для кредитной карты, апеллирующей к экологически благополучному будущему (рис.3).
Замечательная идея — поменять местами рекламу и среду. Благодаря контексту вы можете легко играть настоящим, прошлым и будущим! (Рис.4)
Иногда реклама убеждает: поколения людей трудились над созданием памятников и шедевров только ради того, чтобы кто-то мог повкуснее отрекламировать свои продукты (рис.5,6).
А можно устроить настоящий документальный видео-перформанс Искусственное и . Впору написать на экране: «Бог создал человека, а человек придумал шампунь» (рис.7).
Рекламное сообщение + ранее созданный текст (интертекстуальность)
Все знают сказку о Золушке. Теперь легко представить, что благодаря энергетическому напитку Bru принц без труда справится с тремя такими Золушками! (Рис.8).
Идеальным заменителем горячего мачо при минимуме воображения может стать... газотурбинная установка. Внизу постера — ехидный копирайт: «Лучшие мечты — это те мечты, которые не сбываются» (рис. 9).
Атомом контекстной рекламы смело можно считать каламбур. В преддверии президентских выборов российская газета «Коммерсант» демонстрировала чудеса объективизма, гражданского мужества и деловой хватки! (Рис.10,11)
Еще один гипертекст — использование в рекламном сообщении дорожного знака.. Этот пример можно назвать промежуточным, так как он суммирует знакомый текст, знакомый носитель и неожиданную интерпретацию (рис.12, 13, 14).
А вот пример гипертекста в гипертексте. Все только и говорят, какие фильмы и саундтреки цитирует Квентин Тарантино в своем бессмертном фильме «Убить Билла». Только одного не учел славный голливудец: как легко может превратиться его Kill the Bill в счет за выпитое пиво! Как, впрочем, Lord of the Ring в Lord of the Drink (рис.15, 16).
Рекламное сообщение + рекламоноситель
Органично «вписав» рекламный модуль в страницу журнала, можно:
- создать обстановку доверия информации;
- показать себя «спецом»;
- отстроиться от великого множества конкурентов.
Обратите внимание: рекламный модуль — лишь часть чистой информации, подставленной под увеличительное стекло! (Рис. 17)
Земечателен пример «объективной» рекламы фотообъектива (рис. 18).
Ambient Media — рекламное сообщение + свободный элемент окружающей среды
Гениальную реклама у джазового фестиваля можно создать с помощью автобусной «гармошки»! В то же время, здесь присутствует визуальная метафора, ведь музыка действительно объединяет! (Рис.19)
А страницу журнала легко уподобить двери, если вам нужна интрига (рис. 20).
А можно совместить переносные смыслы слова — угол стены и угол зрения. Если вы рекламируете, скажем, объективность информацинной службы ВВС (рис. 21).
Словом, мир создал огромное количество знаков и текстов высочайшей степени выразительности. Все, что нужно рекламисту — использовать их free of charge — креативно, эффективно, выгодно.
Читайте также
Прошлое, настоящее и будущее рынка рекламных сувениров
Комментарий
Новое сообщение