Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Информационные войны как средство управления общественно-политическими процессами

Практика информационно-психологического воздействия получает в современном мире все большее развитие. Термины «информационные» и «психологические войны» активно используются политиками и политологами. Понятие асимметричности все чаще используется в контексте проблем информационной безопасности государств. Что же представляют собой информационные войны и каким образом они участвуют в управлении общественно-политическими процессами?

Существует несколько определений информационных войн. Хотелось бы привести некоторые из них. Итак, некоторые специалисты считают, что информационная война - это «комплексное совместное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы». Другие придерживаются мнения, что «информационная война - это коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем». Второе определение представляется более точным и более полно раскрывает суть информационных войн, направленных на установление контроля над информационным пространством и механизмом принятия государственных решений.

В ходе информационной войны можно выделить три основных этапа:

  • определение целей (зачем это нужно и что необходимо получить в результате);
  • стратегия, которая должна учитывать четыре базовых компонента коммуникационной технологии (подготовка сообщения, определение канала, выбор коммуникатора, целевая аудитория, на которую ориентировано сообщение);
  • план тактических мероприятий.

В настоящее время информационные войны выходят на авансцену возможных вариантов доминирования в информационной сфере. При этом необходимо различать два направления ведения информационных войн: непосредственно информационный и психологический. В первом случае объектом воздействия становятся, как отмечалось выше, компьютеры и информационные системы, во втором - индивидуальное и массовое сознание. Соответственно, в зависимости от этого выбираются способы воздействия.

В ходе информационной войны необходимо планировать собственные ресурсы и ресурсы противника с учетом следующих факторов:

  • распределение кампании во времени и пространстве;
  • наличие соответствующей материально-технической базы;
  • возможность привлечения высококвалифицированных специалистов;
  • наличие соответствующей финансовой базы;
  • доступ к средствам массовой информации.

В случае проведения психологической войны на первое место выходят процессы формирования общественного мнения. В этом случае эффективно преуменьшение значимости того или иного события, недопущение его в информационное пространство, использование в ходе коммуникативной кампании «спирали молчания», то есть представления мнения меньшинства как мнения большинства населения и смещение, таким образом, смысловых и идеологических акцентов.

Цели и инструменты информационных и психологических войн можно представить следующим образом:

ВойнаОбъектИнструмент
ИнформационнаяКомпьютеры и информационные системы противникаУничтожение
ПсихологическаяИндивидуальное и массовое сознаниеВведение новых типов сообщения

Использование инструментария психологической войны в ходе войны информационной позволяет, с одной стороны, разрушить имеющуюся информационную систему, с другой - произвести смену коммуникативной установки в обществе и, таким образом, подчинить его интересы интересам стороны-агрессора.

Главным инструментом информационной политики является новость. Американские специалисты дают новости следующее определение: «новость - это нарушение нормы, которое всегда является асимметричным». Следовательно, можно сделать вывод о том, что успешность информационного оружия заключается в степени его асимметричности.

Асимметричность информационного воздействия особо проявляется в негативных контекстах. Это может быть, например, обвинение или опровержение, на которые возникает неадекватная общественная реакция. Асимметричные информационные действия имеют больше шансов на успех, так как им нельзя противопоставить логично обоснованный ответ, именно поэтому асимметричность становится единственно возможным вариантом в случае столкновения с более сильным противником. Также к асимметричности можно отнести нереагирование на те или иные требования, выдвигаемые нейтральной или противоположной стороной. Политика нереагирования достаточно активно используется США и этому существует масса примеров.

В рамках информационно-психологических операций коммуникативные программы могут быть направлены на:

  • реструктурирование враждебных отношений избранных индивидов и групп;
  • усиление отношений дружески настроенных индивидов и групп;
  • поддержание постоянной нейтрализации тех, чьи отношения являются неструктурированными, кто является «безопасным», будучи нейтральным.

Разрабатывая в данном случае план тактических мероприятий, необходимо принимать во внимание следующие сведения:

  • определение целевой аудитории в данном обществе;
  • убеждения, отношения, мнения и мотивация целевых аудиторий;
  • анализ точек уязвимости в данной модели поведения;
  • определение наиболее эффективных каналов для достижения цели;
  • вторичное исследование эффекта первого этапа информационной войны.

В последние годы значение информационных войн неуклонно возрастает, при этом ее главными особенностями можно считать отсутствие видимых разрушений и постепенное незаметное внедрение во все сферы общественно-политической жизни. На примере ирако-американского конфликта можно достаточно явно проследить тот факт, что господство на мировой арене обеспечивается в наши дни в первую очередь с помощью средств массовой информации. СМИ превратились в «первую власть», от которой во многом зависят происходящие в мире геополитические изменения. Именно поэтому проблема ведения информационных войн и создания систем информационной безопасности является столь актуальной и востребованной на современном этапе.

Тактика ведения информационных войн

Тактика ведения информационных войн представляет собой сочетание теории и практики реализации информационных войн, которая исходит из стратегии и является практической формой ее реализации. С практической точки зрения успешная информационная кампания предусматривает анализ: финансовых средств своих и противника, мониторинг ведущих СМИ (тираж, ориентация аудитории, периодичность выхода, отношение журналистов тех или иных СМИ к вам), личных качеств команды, базовой стратегии.

Самой трудной задачей в информационном управлении является координация действий. Для успешной реализации данного пункта необходимо составление плана-графика работ по следующему образцу.

А. План-график информ-кампании, включающий в себя:

  • цель;
  • этапы;
  • оценку эффективности;
  • сроки.

Б. План-график работ управляющего информационной кампанией, который предусматривает:

  • план-график работ оперативных групп;
  • план-график оценки эффективности.

В. Если требуется, разрабатывается план-график внесения корректировок. Информационная война может вестись в сферах:

  • военной;
  • политической;
  • технологической;
  • идеологической/религиозной;
  • экономической;
  • социальной.

Причинами информационных войн могут являться следующие факторы:

  • борьба за влияние;
  • краткосрочные конфликты и кризисные ситуации;
  • борьба за ресурсы;
  • военные конфликты;
  • конкуренция.

Среди сфер ведения информационной войны как в стратегическом, так и в тактическом аспекте, выделяют три уровня:

  • индивидуальный;
  • общественный;
  • геополитический.

Основные принципы тактики ведения информационной войны на геополитическом уровне:

  • план реализации целей и задач;
  • учет всех сфер функционирования государства;
  • учет особенностей информационного пространства;
  • выбор наиболее подходящего уровня ведения информ-войны.

В тактике информационного противоборства можно выделить три наиболее часто использующихся приема ведения борьбы:

  • размещение негативной информации с целью вызвать реагирование противника заранее в более выгодном для себя контексте («упреждающий удар»);
  • размещение информации с целью определения реакции общественного мнения («пробный шар»);
  • размещение информации с целью восстановления целостности своего информационного пространства («информационный контрудар»).

В более выигрышной позиции в информационной войне оказывается тот, кто нападает. Принцип внезапности срабатывает очень хорошо. Тактика информационного воздействия строится на следующих закономерностях:

  • эмоциональное сообщение сильнее рационального;
  • фактическое сообщение сильнее интерпретирующего;
  • сообщение о знакомом объекте сильнее, чем о незнакомом.

Информация может быть модифицирована в трех плоскостях:

  • запрещена;
  • распространена ограниченно;
  • изменена.

Система управления информацией должна соответствовать четырем параметрам:

  • целесообразности (исходим исключительно из целей и задач);
  • нестандартности (индивидуальный подход к любой ситуации);
  • оперативности;
  • последовательности (четко прописанный и продуманный план действий).

Организация, выполняющая задачи информационного менеджмента, должна иметь следующую структуру:

ОтделПеречень выполняемых работ
Электронные СМИ
  • подготовка материалов для радио и ТВ;
  • медиапланирование;
  • мониторинг теле - и радиопрограмм (оценка действий оппонентов и эффективности);
  • работа с радио и тележурналистами.
Пресса
  • подготовка информ. материалов;
  • подготовка информ. справочников;
  • написание брошюр по проблеме;
  • мониторинг прессы;
  • медиапланирование;
  • работа с журналистами.
Интернет
  • подготовка материалов для сайтов;
  • мониторинг Интернета;
  • медиапланирование;
  • работа с журналистами;
  • разработка и запуск сайтов.
Брифинги и пресс-конференции
  • подготовка и проведение;
  • подготовка буклетов, пресс-китов;
  • работа со СМИ.
Аналитический
  • анализ информ. поля;
  • анализ информ. ситуации и информ. заказа организации;
  • прогнозирование;
  • разработка программы информационного управления;
  • анализ ее выполнения;
  • разработка стратегии и тактики информационного управления.
Работа с персоналиями
  • подготовка личности для интервью, выступления;
  • отработка информационных поводов;
  • разработка имиджа;
  • консультирование для выработки эмоциональной устойчивости объекта.
Экономический
  • разработка бизнес-плана кампании;
  • экономический анализ медиапланов;
  • выполнение программы финансирования кампании.
Безопасности
  • обеспечение конфиденциальности проведения программы информ. управления;
  • осуществление контроля финансовых расходов;
  • обеспечение безопасности связи;
  • обеспечение физической безопасности участников программы управления информацией.
Александра Зубкова

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

Табличка на ножке купить на ножке рельефные таблички. .
На правах рекламы: