Сегодня становится очевидным тот факт, что электронная коммерция и реклама в сети все в большей степени являются катализаторами роста всемирной паутины. Для построения успешного бизнеса в интернете коммерсант нуждается в развитии технических и финансовых его составляющих, и так же, как и в реале, завязан на необходимости исследовать и учитывать потребности пользователей, поскольку именно знание характеристик аудитории становится серьезным орудием в конкурентной борьбе за посетителя и потенциального клиента.
Десять лет развития рунета превратили беззаботного младенца в озабоченного студента-дипломника, который все меньше думает о вечеринках и сессиях и все больше — о своем ближайшем будущем в стране активно ныне действующих рыночных отношений. Поводов для таких раздумий немало.
По количеству российских пользователей ежегодный прирост аудитории составил порядка 40% за 2004-й и 2005-й годы и вряд ли снизится в этом году. Если считать в отдельно взятых пользователях, то рунет-аудитория в 2005 году составила 13-17 млн человек. Если исключить студентов и школьников (по разным оценкам — около 30% всей аудитории), то пользователи рунета в первую очередь являются людьми с высоким уровнем дохода, хорошим образованием и активным потребительским поведением, т. е. составляют весьма привлекательную целевую группу для всех, занимающихся электронной коммерцией и интернет-рекламой. Таким образом, вполне естественным следствием можно считать следующие цифры и факты: рынок интернет-рекламы «стоил» в прошлом году порядка $25-30 млн, а общий оборот электронной коммерции в рунете составил порядка $3,2 млрд.
Перспективы развития маркетинга в сети в России и в мире существенно отличаются, и связано это с различием роли, которую интернет играет в экономике той или иной страны. Взрывной рост онлайновых продаж за рубежом перевел интернет из канала преимущественно информационного в канал продаж, и это немедленно сказалось на рекламных стратегиях, обусловив, в частности, бум порталов. Интернет-маркетинг в России развивается, но, как и все в нашей стране, идет по собственному пути.
Насколько часто пользователями интернета совершаются покупки онлайн? Что они приобретают? И в каком количестве?
Проводя более подробный анализ покупательских способностей и предпочтений пользователей глобальной сети интернет, стоит отметить, что в среднем 77% когда-либо осуществляли покупки товаров в интернет-магазинах. Наиболее активными покупателями являются жители Европы и Северной Америки, 85% которых когда-либо занимались интернет-шоппингом. Россия по данному показателю находится на одном уровне с Латинской Америкой, где 63% опрошенных когда-либо совершали покупки онлайн.
Среди 38 стран, в которых проводилось исследование интернет-пользователей, Россия оказалась на 30-м месте по количеству людей, которые когда-либо совершали покупки онлайн. Рейтинг возглавляют Германия, Австрия и Великобритания, где приобрести что-либо через интернет пробовали практически все (более 95%). Однако, число российских интернет-пользователей, приобщившихся к интернет-шоппингу, не так уж мало (63%). И, даже в таких странах как Индонезия и Филиппины, занявших последние места в рейтинге, покупать через интернет пробовали по крайней мере 40% интернет-пользователей. Интересно, что США стоят в этом рейтинге на одиннадцатом месте, уступая первенство ряду европейских и азиатских стран.
Как часто пользователи сети предпочитают покупать товары онлайн?
Более 52% всех пользователей глобальной сети осуществляют покупки хотя бы раз в месяц. К лидерам в данном рейтинге относятся страны Европы (59%) и Северной Америки (53%). За ними следуют страны Азии, Южной Африки и Латинской Америки. Наиболее активные покупатели живут в Великобритании и Германии, которые ежемесячно покупают не менее 6-7 товаров онлайн. В среднем же европейцы делают не более 5-6 покупок.
И хотя Россия не попала в список 20 стран-лидеров по числу интернет-пользователей, совершающих покупки онлайн, 63% наших соотечественников, регулярно пользующихся интернетом, занимались когда-либо виртуальным шоппингом. Большинство из них делают покупки через интернет раз в 2-6 месяцев, интересуясь, в основном, книгами, музыкой, фильмами или видео-играми. Покупают немного — в среднем, 2-3 наименования за один раз.
Россияне совершают покупки в интернете реже, чем жители Австралии, Новой Зеландии, Канады, США, большинства западно-европейских стран и таких азиатских стран, как Китай, Южная Корея, Япония и Тайвань, однако, чаще, чем латиноамериканцы и жители некоторых других стран Азии. Треть (34%) интернет-пользователей в России, совершавших покупки онлайн, делали это в течение последнего месяца. Это меньшее число респондентов, чем в среднем во всем мире (52%), и одинаковое с такими странами, как Гонконг, Индия, Малайзия, Сингапур, Испания и Португалия. Одинаковое число респондентов в России — по 23% — делают интернет-покупки раз в 2-6 месяцев. Одна пятая (20%) делали последний заказ более полугода назад.
Россияне достаточно скромны в объемах интернет-покупок. Большинство тех, кто приобретал что-либо в течение последнего месяца, купили от одной до трех вещей. Одна пятая «частых покупателей» приобрели от четырех до десяти наименований. Есть также 6% интернет-пользователей, которые за последний месяц купили от 20 до 400 предметов за один раз, что, по-видимому, указывает на процент частных бизнес-транзакций.
Недавние исследования в области интернет-маркетинга отмечают значительный рост онлайновых продаж по всему миру. Большой интерес маркетологов вызывают развивающиеся страны, где темпы роста интернет-маркетинга столь велики, что при дальнейшем подобном развитии объемы продаж в глобальной сети в ближайшие годы могут сравниться с развитыми странами.
Россия — «самая читающая страна в мире»... почти самая
Проводя более подробный анализ, можно отметить, что поведение покупателей очень сильно зависит не только от места совершения той или иной покупки (будь то торговый центр или интернет-магазин), но и также от категории, к которой принадлежит приобретаемый ими товар. Поэтому владельцам интернет-магазинов необходимо иметь четкое понимание специфики поведения интернет-покупателей для каждой категории товаров.
Что же пользуется наибольшим спросом у интернет-покупателей? Как ни удивительно, но первое место в списке последних трех покупок занимают книги (34%). На втором месте расположились музыка, фильмы, видео-игры (22%).
Россия оказалась «впереди Европы всей» по числу тех, в чей список последних трех интернет-покупок вошли книги, и на втором месте — во всем мире, уступив место только Китаю. Россияне также охотнее остальных покупают через интернет музыку, фильмы, видео-игры, электронику, и даже автомобили и запчасти, хотя случаи онлайн-покупки последних в целом достаточно немногочисленны. Что же касается покупки продуктов питания, хозяйственных товаров, одежды, авиабилетов, билетов на мероприятия или бронирования отелей и туров, россияне, похоже, предпочитают «традиционные методы» (рис. 1).
Pиc. 1. Десять стран-лидеров по числу интернет-пользователей, в чей список последних трех покупок, совершенных через интернет, вошли следующие товары
Стоит отметить, что предпочтения покупателей во многом зависят от рынка или страны. Например, крупнейшие мировые книжные интернет-магазины стремительно выходят на рынок Средней Азии. В Китае объемы книжных интернет-продаж составляют 56%, и более 50% в Южной Корее. Тем временем авиакомпании и туристические агентства расширяют спект предлагаемых услуг совершенно в другом направлении. Более половины всех продаж туристических путевок приходится на Малайзию, немногим меньше на Новую Зеландию, Сингапур и Австралию.
Кстати, страна, где книги онлайн покупают наименьшее число интернет-пользователей — Дания. Музыку, фильмы, игры и компьютеры больше всех не любят приобретать через интернет в Сингапуре и Корее; одежду и косметику — в Индонезии, игрушки — в Норвегии. А еще в Норвегии, так же как в Мексике и Чили, никто ни разу не купил через интернет продукты питания или хозяйственные товары!
Мужчины тоже любят шоппинг... — онлайн
Мужчин интернет-шоппинг, похоже, привлекает больше, чем женщин. Среди российских интернет-пользователей мужского пола когда-либо совершали покупки онлайн 67,5%. Среди респондентов-женщин покупать что-либо через интернет пробовали 58%. Похожая ситуация наблюдается и в других странах: среди респондентов мужского пола во всех 38 странах покупки онлайн совершали 80%, тогда как из женской аудитории — 74%.
То, что товары через интернет чаще покупают мужчины, поддерживает идею о большей привлекательности самого процесса совершения покупок для женщин, нежели для мужчин. И не согласиться с этим достаточно сложно. Редко встретишь женщину, которая откажется провести несколько часов в походе по магазинам. Это также может быть следствием менее частого использования интернета женщинами и тем ассортиментом товаров, которые предлагаются онлайн. Ведь в основном предлагаемые в интернет-магазинах товары связаны с электроникой и технологиями. Очень небольшое число людей во всем мире покупают через интернет такие товары, как игрушки, косметику, спортивные товары. В России, например, только 2% интернет-пользователей покупают через интернет продукты питания и хозяйственные товары; только 8% — одежду, обувь и аксессуары, 15% — косметику и пищевые добавки. Подобное поведение российских интернет-пользователей в значительной степени связано с ограниченным ассортиментом товаров данной категории или практически полным его отсутствием. И если заказать продукты питания с доставкой еще не составляет большого труда, то вот купить понравившуюся пару обуви и джинсов практически невозможно.
Чем предпочитаете платить?
Наиболее популярным способом оплаты покупок в сети являются кредитные карты (59%). Большинство опрошенных отметило, что кредитные карты — наиболее простой и быстрый способ оплаты. Во-вторых, 99% всех интернет-магазинов принимают кредитки. Например, в США оплату кредитками предпочитают 64% респондентов, около 26% используют платежную систему PayPal.
Однако Европа живет по своим законам. На втором месте после кредитных карточек находится «оплата наличными при доставке». Наличными предпочитаю платить и большинство интернет-пользователей Средней Азии. В Китае, например, этот вид платежа предпочитают более 34% респондентов. Второе же место, как ни странно бы это могло показаться на первый взгляд, занимают банковские переводы.
Российские интернет-пользователи отдают свое предпочтение оплате наличными (25%). Подобный выбор обусловлен, прежде всего, огромным риском кредитных махинаций, а также недостаточно развитой и функционирующей электронной системой оплат в онлайне. Кредитными картами расплачиваются 19%. Третий, почти столь же популярный способ оплаты в России — денежные переводы. Их для оплаты своих последних трех покупок использовали 18%. Почтовые переводы при доставке практиковали соответственно 16% респондентов.
В заключение
То, что электронная коммерция нашла свое место в сердцах российских потребителей, — очевидный факт. То, что у электронной коммерции огромный потенциал развития тоже бесспорно. В 2004-2005 гг. на российском рынке интернет-маркетинга и электронной коммерции произошел качественный скачок. Покупки в интернете постепенно вошли в потребительское сознание и заняли там свою нишу. Конечно, остается ряд факторов, несколько тормозящих развитие электронной коммерции в России. К ним можно отнести скептическое отношение к платежной системе, боязнь совершать покупки по кредитной карте, ограниченное предложение отдельных категорий товаров. Однако в общем и целом ситуация выглядит оптимистично. И можно надеяться, что в 2006 году хотя бы по ряду позиций Россия сравняется с Европой.
Читайте также
Лояльность в электронной коммерции
Торговля on-line, или Что нужно знать об Интернете, дизайне и рекламе на сайте
Комментарий
10.03.2014 20:12
БОМЖ
Как говорит Ваня Жедевр, "для пацана лучшая озвучка - это хруст денег, стон красотки и возмущенный КРИК ЛОХА!"
Новое сообщение