О том, что в России идет активный рост индустрии кинопоказа, понятно даже человеку младшего школьного возраста, рядом с домом которого вдруг открылись сразу три кинотеатра. Наряду с Индией и Китаем, Россия входит в тройку самых перспективных рынков кинотеатрального сектора. Нужны доказательства? Ищите их в самом конце Ленинградского шоссе. Канадская корпорация IMAX открывает свои супер-кинотеатры только в странах со стабильным ростом кассовых сборов и зрительских посещений. В прошлом году канадцам было чему удивиться: кассовые сборы составили почти $111,7 млн. по сравнению с $65 млн. в 2001 году, а количество кинотеатров нового типа перевалило за 300.
Ветер перемен затронул не только российскую киноиндустрию, но и (кто бы мог подумать?) американскую! Если в 1992 году общий кассовый сбор фильмов в прокате США составлял $4,9 млрд. то в 2002 эта цифра составила уже $9,5 млрд., а количество посещений выросло с 1,2 млрд. до 1,6 млрд.
Особо интересные изменения происходят в кинотеатральном секторе. Кинотеатр перестал быть местом, куда люди приходят просто посмотреть фильмы. Он превратился в торгово-развлекательный центр, супермаркет, торгующий удовольствием. Чипсы, мороженое или видеокассета - если продукт приобретен в кинотеатре - он приносит в два раза больше удовольствия. Процесс покупки поп-корна превращается в увлекательный процесс: в очереди можно посмотреть пару клипов на расположенных рядом плазменных мониторах, в баре - получить порцию любимого виски в фирменном стакане (правда, 40% всех кинотеатральных бокалов транспортируются из кинотеатра в квартиру, но, согласитесь, это такие мелочи!), а за столиком - развлечься веселым меню-комиксом, героиня которого пытается научиться петь на караоке марки Х.
Кинотеатры предлагают уникальную возможность контакта с потенциальными покупателями. У большинства людей поход в кино ассоциируется с удовольствием, отдыхом, приятным времяпрепровождением. Вот она - твоя target-мишень - расслабленная, добродушная и лояльная к рекламе. Грех не воспользоваться.
Несмотря на общий спад в мировой рекламной индустрии, показатели кинорекламы продолжают расти. По данным крупнейшего в американской индустрии развлечений агентства ZenithOptimedia, общимировые затраты на рекламу в кино в 2002 году превысили $800 млн. В 2002 году Россия вошла в десятку крупнейших европейских рекламных рынков и стала первой среди восточноевропейских стран. Тем не менее, рекламный рынок России еще значительно отстает от рынков ведущих европейских стран, таких как Германия и Франция, и уж тем более рынка США. Если на рекламную коммуникацию с американцем рекламодатели тратят до $1 тыс. в год, то на россиянина выделяется только $18.
Тем не менее, по оценкам экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), прирост объема российского рынка рекламы в этом году составит более 50%. Высокий рост затрат на рекламу обеспечивается существенным подъемом цен и спросом со стороны новых рекламодателей. Небольшими по емкости, но самыми динамичными по темпу развития сегментами рынка рекламы являются интернет-реклама и реклама в кинотеатрах. По подсчетам РАРА, объем рекламы в кинотеатрах в 2002 году составил $8 млн., что на 60% выше результатов 2001 года, а к концу 2003 года достигнет $10,7 млн.
Проведенное в январе 2003 года исследование компании Arbitron, целью которого было выяснить, как американцы относятся к рекламе в кино, показало, что 95 млн. американцев в возрасте от 12 лет и старше были в кинотеатре на протяжении последнего месяца как минимум один раз. В то же самое время рядом компаний, занимающихся исследованиями в области индустрии рекламы, была отмечена тенденция к снижению эффективности рекламных акций и их воздействия на потребителя. Посекундный анализ данных мониторинга телеэфира показал, что рейтинг рекламного блока внутри программы на 40-60% ниже рейтинга самой передачи. Потребитель устал от рекламы. Он переключает каналы, убирает звук или... вообще перестает смотреть телевизор...
По данным агентства Universal McCann, в прошлом году Россия вошла в пятерку мировых лидеров по просмотру телерекламы: в среднем, россиянин смотрит 74 рекламных ролика в день. То есть, ему показывают 74 ролика в день, а сколько он воспринимает в реальности? Психологические исследования показывают, что современный телезритель адаптировался к условиям постоянной рекламной агрессии и в нужный момент переключает не телевизор, а свои мозги. Как следствие, возникла необходимость в поиске других каналов воздействия на потребителя. И самые большие надежды возлагаются в связи с этим на кинотеатральный сектор.
Реклама в кинотеатре стоит гораздо дешевле, чем на ТВ. Если цена размещения одного 20-секундного ролика в будний день вечером на «Первом канале» составляет $15-20 тыс., то показ аналогичного по хронометражу ролика в кинотеатре обходится в среднем в $100 по Москве и $20 - в регионах.
Телевидение - удовольствие дорогое. Нынешний рост объемов телерекламы обусловлен не столько увеличением количества коммерческих роликов в эфире, сколько повышением расценок на их показ. Тем не менее, есть мнение, что стоимость эфирного времени на телевидении должна расти. Те, кто не сможет заплатить за размещение на ТВ, будут искать альтернативу. Произойдет переструктуризация рекламных бюджетов, и, рано или поздно, компании придут в кинотеатр. Большинство российских производителей пока не могут позволить себе широкомасштабную рекламную кампанию. В TOP-20 самых активных рекламодателей России за 2002 год входит всего одна российская компания «Пивоварни Ивана Таранова», занимающая 14-ю позицию. А вот в двадцатке компаний, размещающих свою рекламу в кинотеатрах - отечественных брендов уже 14. В то время как крупнейший в России рекламодатель Procter&Gamble, потративший в прошлом году на рекламу $61 млн., в кинотеатральном рейтинге занял всего лишь шестую позицию. Высокая стоимость роликов при относительно высоком СРТ (расходы на охваченную тысячу зрителей) отпугивали рекламодателей с небольшим рекламным бюджетом. Сложилось мнение, что реклама в кинотеатрах - удел «богатеньких Буратино», ограниченного числа крупных компаний типа Coca-Cola и Pepsi с миллионными рекламными бюджетами, а также тех, кому закрыта дорога в другие медиа.
Принято считать, что кинотеатры - лакомый кусочек для производителей и дистрибьюторов алкогольной и табачной продукции, имеющих весьма ограниченные рекламные возможности в ряде других СМИ. Продукция Philip Morris, действительно, лидирует в рейтинге рекламодателей, чьи ролики постоянно крутятся в кинотеатрах. А вот алкогольных брендов, за исключением вышеупомянутого «ПИТа», в ТОР-20 обнаружено не было. Почему? Ответ нужно искать в самом кинотеатре. Алкогольные бренды давно переключились с такого примитивного рекламного давления на потребителя, как показ ролика, на «скрытую» рекламу. Впрочем, скрытой ее можно назвать с большой натяжкой. Оглянитесь вокруг! При входе в фойе вас встречают лайтбоксы Martini, в кассе вместе с билетом вам вручают красочный рекламный буклет Hennesy, в баре - на самом «привлекательном» месте стоит Baccardi, а бокалы украшены пивными логотипами Stella Artois. Алкогольные бренды знают, что зритель пришли в кинотеатр в поисках развлечения. И лучше заранее позаботиться о том, чтобы он нашел там нечто определенное.
За удовольствие надо платить
Один из сдерживающих факторов для желающих разместить рекламу в кинотеатрах - это расходы на создание ролика, стоимость которого редко опускается ниже $30 тыс. Тягаться с западными компаниями в этой области российские пока не могут в силу неискоренимой национальной привычки зарабатывать на производстве, что неизменно сказывается на качестве продукта. Поэтому в наилучшем положении находятся те рекламодатели, которым готовый ролик «спускается сверху». Такие гиганты, как McDonalds, FedEx, Nike, Discovery Channel работают по следующему принципу: сначала делается киноверсия рекламы (средний бюджет - от $200 тыс., хронометраж - 60 сек.), из которой затем нарезаются ролики для телепоказа. Когда очередные исследования показали, что зрители в большей степени склонны к запоминанию рекламы в фильмах (рroduct placement), нежели в клипах, западные компании моментально освоили технологию производства мини-фильмов (вспомнить, хотя бы «короткометражки» BMW, в создании которых принимали участие такие «акулы» кинобизнеса, как Саймон Уэст, Джоэл Шумахер, Тони Скотт и другие голливудские режиссеры). В результате ролики последнего поколения уже практически невозможно отличить от трейлера будущего фильма. Mercedes ввела в заблуждение киноманов, показав им «анонс» нового триллера-детектива с участием лауреата «Оскара» Бенисио дель Торо («Загнанный», «Траффик»), который не то расследует некое преступление, не то, напротив, «заметает» следы. Сам «виновник торжества» - автомобиль появляется в кадре буквально на пару секунд, да и то на общем плане. Естественно, американцы не имеют ничего против такой рекламы. Более того, согласно данным исследования Arbitron, более 66% посетителей кинотеатров специально приходят в кинозал заблаговременно, чтобы не пропустить предсеансовый «рекламный блок» (среди зрителей в возрасте 12-24 этот показатель достигает 71%). Отмечена также прямая связь между положительным отношением зрителей к рекламе и частотой посещения кинотеатра. Так, 69% зрителей (18+), посещающих кинотеатр приблизительно два раза в месяц, не против рекламы. Среди тех, кто последний раз был в кинозале два-шесть месяцев назад, этот показатель составляет уже 61%, в то время как люди редко или вообще не посещающие кинотеатры, высказываются «за» рекламу в кино только в 54% случаев.
С появлением цифровой системы демонстрации рекламы расходы на создание рекламных клипов сократились, что открыло двери в кинотеатр новым рекламодателям. Теперь ролик можно снять и в домашних условиях при помощи видеокамеры, а затем перевести его на кинопленку, что обойдется вам, в среднем, $500-1100 (цена указана для 30-секундного ролика). Однако на киноэкране разница станет очевидной незамедлительно. Ролик должен соответствовать формату кинематографа: быть красочным и захватывающим, а не информативным, апеллировать к эмоциям, а не разуму. Любой сбой в программе - и тот самый качественный контакт с аудиторией, которым и заманивают в кинотеатры рекламодателей, потерян.
Проверка на прочность
У кинопоказчиков тоже бывают ночные кошмары. Один из них обрел плоть и кровь накануне Рождества, когда один из кинотеатров в Берлине показал зрителям предсеансовый рекламный блок продолжительностью в 45 минут. Все бы ничего, но зрители, опоздавшие после затянувшегося вечернего показа на метро, подали на кинотеатр в суд и выиграли дело. «Всегда есть дилемма: как заработать больше денег и не разозлить зрителя, - говорит директор отдела рекламы кинотеатральной сети «КиноМакс» Лариса Матрусенко. - В предновогодние праздники в блоке бывает до 30 рекламных и анонсовых роликов. Средний хронометраж - 45 секунд. Мы и так уже в последнее время отказались от бартера, чтобы не перегружать зрителя. Бартер для кинотеатра - это лишние проблемы. О нем стразу все становится известно, и тебе тут же начинают руки выкручивать».
Стоимость показа рекламного ролика зависит от ряда факторов: статуса кинотеатра, объема размещения, хронометража. Существуют и определенные наценки за позиционирование рекламного ролика в блоке. Например, последняя и предпоследняя позиции в блоке, как правило, оцениваются на 15-20% выше и отдаются постоянным клиентам, приобретающим полный рекламный пакет. Последняя позиция в блоке особенно эффективна, если рекламы много. Зрители успевают занять свои места и приглядеться к происходящему на экране. А вот первый ролик в кинотеатре работает гораздо хуже, чем на ТВ, хотя и считается, что первая реклама вернее оседает в памяти. Также возможны доплаты за эксклюзив - гарантию отсутствия роликов конкурирующих компаний в рекламном блоке.
Реклама в кино уникальна тем, что можно точно измерить количество рекламных контактов - единицей расчета служит количество проданных билетов. Рынок рекламы в кино напрямую связан с количеством экранов. Больше экранов - больше рекламодателей. Производителей привлекает массовость, следовательно, и внимание их, в первую очередь, будет отдано центральным площадкам с высоким количеством посещений. Однако понятие «массовость» не связано с вместимостью кинотеатра.
Рекламные кампании, использующие возможности кинотеатров, более эффективны для имиджа брендов, нежели для продвижения товара на рынке. Крупные компании особенно активно используют возможности рекламы на киноэкранах, если желают повысить ценность своего бренда. Воспринимая показ рекламы в качестве «разогрева» перед настоящим развлечением, зрители не склонны обращать внимание на информационную составляющую рекламного текста. Восприятие идет на эмоциональном уровне: полученное от конкретного фильма удовольствие зритель автоматически (бессознательно) переносит на весь сопутствующий фильму ряд - начиная от журнала, в котором он прочитал рецензию, заканчивая кинотеатром. Позитивный заряд эмоций переносится и на рекламируемые продукты.
Поэтому не стоит ожидать от рекламы в кинотеатрах моментального роста продаж. Скорее, роста доверия и позитивного отношения к торговой марке. Кинотеатр в центре города - место для серьезных брендов. Его аудитория - люди не понаслышке знакомые с Hennesi, Baylies, Chanel и Mersedes. Им не нужно рассказывать о потрясающих вкусовых ощущениях или безукоризненных ходовых качествах продукта. Они просто будут рады увидеть знакомый бренд на киноэкране и разделить с ним удовольствие от фильма. Другое дело - посетители мультиплексов, расположенных в громадных торговых центрах в спальных районах. Кино-шопперы не оставят без внимания тот факт, что в бутике за стеной кинозала началась распродажа, а в супермаркете на нижнем этаже в этом месяце в придачу к одной банке компота дают вторую. Возможно, под влиянием рекламы они зайдут в официальное представительство Mercedes, но покупку автомобиля, скорее, совершат в «Автовазе».
Составьте мне компашку!
Сиквелы голливудских блокбастеров «Люди-Х» и «Матрица» привели в кинотеатры не только тысячи зрителей, но и компанию «Сибирский берег», производителя сухариков «Компашки». Ролик «Компашки против одиночества» был размещен в одиннадцати московских кинотеатрах. До этого «Компашки» благополучно засветились на телевидении, в радио и прессе, на стикерах в метро и стали «участниками» рок-фестиваля «Максидром».
Основным критерием выбора кинотеатра для рекламодателей является его популярность. С регионами дело обстоит проще: в каждом городе есть самый «главный», самый «модный» кинотеатр, который посещает самое большое количество зрителей. С Москвой ситуация складывается иначе. Здесь у каждого есть свой «самый лучший» кинотеатр - тот, который по пути - к дому, работе, школе.
Отечественные компании предпочитают сперва провести в кинотеатрах небольшие рекламные кампании, чтобы понять, на какую отдачу они могут рассчитывать. Питерская строительная компания «Строймонтаж» впервые этим летом взяла рекламный пакет в кинотеатре, который помимо проката роликов включает распространение полиграфии, выступив в качестве спонсора премьеры фильма «Фанфан-Тюльпан».
По утверждению представителей компании «Сибирский берег», условия размещения рекламы в независимых кинотеатрах более привлекательны, нежели в сетях: «После довольно длительного периода переговоров с разными рекламными агентствами, выяснилось, что, по сути, все они предлагают одно и то же, только сетевые агентства просят за это больше денег» - говорит глава рекламного отдела компании. До выхода на киноэкраны столицы компания «Сибирский берег» прошла «предварительную подготовку» в региональных кинотеатрах. Так, на премьере фильма «Особое мнение» в Новосибирске был представлен продукт будущего - «чипсорехи». В фойе кинотеатра проходила его дегустация, тут же рядом происходило заполнение анкет, в которых зрителям предлагалось выразить свое «особое мнение» по поводу качества продукта. Потом были видеоролики на ТВ-панелях и радиоролики в кинозалах перед началом сеанса. Затем «Кириешки» показались на киноэкранах Минска и только потом решились выйти на столичный рынок. «На московские кинотеатры приходится львиная доля средств, запланированных на рекламу в кино, - говорит Максим Махеров. - «Строймонтаж» для размещения своих роликов выбрал пять элитных московских кинотеатров - «Кодак-Киномир», «Ролан», «Победа», «Пять звезд» и «Формула кино», посетителями которых является «платежеспособная аудитория, которая может позволить себе покупку квартиры в новых домах класса «люкс». В медиа-плане компании на 2003 год, затраты на рекламу в кинотеатрах составили 5% от общего рекламного бюджета. Однако, «Строймонтаж» не исключает возможность пересмотра бюджета соотносительно с результатами этого пилотного проекта».
Катастрофически тебя не хватает мне
«Я не нуждаюсь в услугах рекламного агентства, - категорично заявляет руководитель нескольких питерских кинотеатров.- Зачем делиться? Мои люди и сами справятся». Спустя несколько минут он переключается на рассказ о нестабильных рекламных доходах кинотеатра, об утомительной борьбе с дистрибьюторами, которые подклеивают ролики к фильмокопии, и о том, что в северной столице мало кто понимает, как работает реклама в кинотеатре, а на вопрос о новых рекламных технологиях отвечает: «Логотипы на билетах? Это никому не интересно. Мы пробовали».
Директору рекламного агентства «Планета информ» Дмитрию Литвинову нередко приходится сталкиваться с подобным скептическим отношением. «На самом деле, разница - в подходах, - говорит он. - Рекламный отдел кинотеатра будет кивать головой на каждое ваше предложение, лишь бы оставить в кинотеатре ваши деньги. Подобрать же действительно «рабочий» вариант может только агентство, которое порекомендует вам вместо размещения логотипов на билетах вкладывать каждый билет в красочный буклет и скажет, что выданный в кассе каждому ребенку чупа-чупс даст эффект гораздо более сильный, нежели расположенный в фойе лайт-бокс с изображением конфеты».
К тому же зачастую именно агентству под силу разрешить то и дело возникающие конфликтные ситуации в отношениях между дистрибьюторами и директорами кинотеатров. «Некоторые прокатчики уверены, что имеют право на доход от роликов, которые размещаются перед их фильмом в кинотеатрах и придумывают всевозможные варианты, чтобы получить «свою» часть прибыли. Почему бы тогда не забирать часть прибыли от продажи колы перед показом «их» фильма?»
Директоры кинотеатров, предпочитающие самостоятельные поиски рекламодателей, называют рекламу самым нестабильным источником дохода кинотеатра, утверждая, что доходы от нее могут варьироваться от $10 до $100 тыс. в год. Как говорят представители рекламной службы кинотеатра «Победа», с участием агентства кинотеатры всегда продаются гораздо легче.
По словам генерального менеджера двух питерских кинотеатров «Джем холл» Вадима Кондратенко, в структуре доходов мини-сети реклама составляет 1-5%. По Москве, в среднем, эта цифра колеблется от 7 до 10%. Хотя, например, в бюджете кинотеатра «Кодак Киномир» доходы от рекламы уступают лишь доходам от реализации билетов, а иногда даже равняются им!
Лариса Матрусенко, директор по рекламе сети «КиноМакс», в управлении которой находится «Кодак», утверждает, что, с креативной точки зрения, любой кинотеатр - просто находка для рекламщика. «В кинотеатре можно продать любую площадь, начиная от барной стойки и заканчивая дверцами туалетных кабинок. В моей практике были случаи, когда в «Кодаке» единовременно шло около 10 кампаний (не считая рекламных роликов). Главное здесь - соблюдать чувство меры. Если реклама органично вплетена в обстановку, зритель проглотит ее вместе с поп-корном и еще «спасибо» скажет». Особый спрос у рекламодателей на стеклянные внешние и внутренние витрины кинотеатра, где размещают свою продукцию производители и дистрибьюторы аудио-видео и компьютерной техники, парфюмерии класса «люкс» и т.д.
Кроме того, первый в стране Dolby кинотеатр «Кодак» стал также первым брендированным кинотеатром, заключив эксклюзивный договор с компанией Nestle на распространение в кинотеатре продукции шведского концерна. Результат этого союза - подвешенную над баром огромную красную кружку Nescafe - может увидеть каждый. Cейчас «КиноМакс» ведет переговоры о брендировании всей сети своих кинотеатров, правда неизвестно, идет ли речь снова о Nestle или же о другой торговой марке.
«Такой рекламный ход как брендирование очень выгоден компаниям, производящим газированные напитки и алкоголь, - считает Дмитрий Литвинов. - Заключая долгосрочный контракт с кинотеатром, они, тем самым, отсекают конкурентов, получая преимущества в расположении линейки своей продукции. Оба бара московского кинотеатра «Победа», например, «забрендированы» Baccardi. Конечно, все хотят получить эксклюзивное присутствие, но на такие условия кинотеатр идет только в том случае, если помимо сопутствующего мерчандайзинга (кружки, бокалы, пепельницы) компания оказывает ему финансовую поддержку».
Дмитрий Литвинов уверен, что рано или поздно «мы все уйдем от фиксированных рекламных расценок. В кинотеатрах будут продаваться рейтинги фильмов, как на телевидении: блокбастер - один порядок цен на рекламу, арт-хаус - другой».
Не все то ролик, что приносит прибыль
Продавать хочется больше, а денег на рекламу тратить меньше. Выходом для компаний, вынужденных искать альтернативные каналы коммуникаций, служат BTL-механизмы: sales promotion, special events и пр. Вот уж воистину не роликами едиными жив рекламодатель. Грамотный креатив позволяет превратить рекламу в кинотеатре в настоящее развлечение, как для зрителей, так и для самих рекламщиков. «Ролик - это так скучно! - утверждает Лариса Матрусенко, - поставил, и он крутится. Гораздо интереснее проводить промо-акции. Например, в прошлом году одна мебельная компания поставила в фойе «Кодака» макет комнаты, обставленный мебелью. Любой желающий мог провести 5-10 минут перед сеансом, уютно устроившись в шикарном кресле».
По словам Надежды Глазуновой, директора рекламной службы кинотеатра «Победа», кинотеатры весьма заинтересованы во взаимодействии с автомобильными концернами. «Автомобиль или мотоцикл перед кинотеатром - хорошая возможность привлечь зрителей и ... покупателей. Понятное дело, что для акций такого уровня кинотеатр должен обладать определенным кредитом доверия: иметь «достойную» аудиторию и «хорошее коммерческое прошлое».
С креслами была связана и другая история. В рамках рекламной акции «Рондо сближает» первый питерский мультиплекс «Кристалл Палас» одел ряд кресел одного из своих залов в зеленые чехлы. Целый год среди зрителей, купивших в этот ряд билеты, разыгрывались специальные призы от «Рондо». Аналогичным образом были задействованы и несколько московских кинотеатров. В том же «Кодаке» для «Рондо» был выделен «ряд для поцелуев», между счастливыми обладателями билетов на места которого, разыгрывалась путевка в Париж.
В поисках нестандартных решений находится и российский производитель одежды - компания Vassa. Как известно, расположенные в кинотеатре бутики одежды и обуви в кинотеатре - бессмысленная трата времени и денег. Пришедший в кино человек не расположен к серьезным покупкам. К тому же посещение бутиков требует времени - нужно посмотреть, примерить, а в кинотеатр люди прибывают, в среднем за 12 минут до начала сеанса, и их время четко распределено между покупкой билета, чашкой кофе, поп-корном и (возможно) быстрым визитом в магазин видео. После фильма же 43% зрителей норовит как можно быстрее покинуть кинотеатр в пользу ближайшего (!) ресторанчика. Незамедлительно приступить к шоппингу готовы только 17%, да и те отдают предпочтение ближайшему торговому центру. Решение компании Vassa заключалось в том, чтобы устроить небольшое дефиле перед премьерой фильма, на который придет прогрессивная молодежь. Был выбран и фильм - «Матрица: Перезагрузка». Проблема заключалась в том, что голливудская компания Warner Bros. в категоричной форме запретила миру рекламировать посредством этого фильма все бренды, помимо ограниченного числа официальных участников мирового cross-promotion-а, пригрозив «отлучением от кинопроката третьих частей «Матрицы», «Гарри Поттера» и «Властелина колец». Каким образом марке Vassa удалось обойти эти запреты, пусть останется ее маленькой тайной. Видимо, игра стоила свеч...
Как правило, рекламная активность компаний увеличивается ближе к выходу крупных релизов, таких, как «Терминатор 3», «Лара Крофт 2» и т.д. Однако недавно западными специалистами был открыт прелюбопытнейший факт: чем менее раскручен фильм, тем лучше происходит запоминание рекламного ролика. Так что, возможно, компаниям-производителям вскоре придется пересмотреть свое отношение к блокбастерам. И да здравствует арт-хаус!
Комментарий
Новое сообщение