Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Интернет: денег нет

Заканчивается мода на крупные капиталовложения в Интернет-индустрию. Возможности извлечения прибыли из он-лайн проектов оказались сильно преувеличенны.

Компании, не имеющие финансовой подпитки из офф-лайн, не приносят расчетной прибыли (да часто и прибыли вообще). Оптимизм звучащих в прессе публикаций носит чисто PR характер. Итак, что же происходит? Крупнейший западный он-лайн магазин Amazon.com так и не стал приносить серьезную прибыль. Возможно это вызвано несколькими причинами.

  1. В равномерно насыщенной товарами Америке компании, не имевшей сети офф-лайн торговли, пришлось создавать большое количество региональных складов, которые увеличивают накладные расходы.
  2. Привычка наиболее денежной части населения к каталожной форме торговли.
  3. Молодость Интернет-пользователей и, как следствие, их малые финансовые возможности.

О потере интереса инвесторов к этой сфере говорит падение индекса Nasdaq и заметное снижение прямых инвестиций в Интернет. Интернет-бизнес такой же искусственно разогретый, как и бизнес IТ технологий, следствием резкого падения интереса к которым на Западе является и падение интереса к Интернету. А причем здесь мы? Мы маленькое зеркальце западного бизнеса. Рынок очень мал, фирмы, серьезно развивающие этот сектор, можно перечислить по пальцам. А самое забавное, что затаенной мечтой каждой из них было продаться буржуям, вернуть вложенные средства и в дальнейшем развиваться за счет их денег и, возможно, незнания нашего рынка.

Первое время западные инвесторы поверили в русский Клондайк и купили несколько сильных проектов. Но мы не успели. За несколько лет активного развития Интернета в России реально охваченными «паутиной» оказались только крупные города, в основном, корпоративное, а не частное пользование Сетью. Что, в принципе, не дает возможности для развития массовой Интернет-торговли, а также отсутствие налаженной системы безналичных расчетов и он-лайн платежей в стране в целом.

Ведущие Интернет-компании на смогли предложить инвесторам ничего, кроме радужных обещаний. Безграничные возможности он-лайн торговли уперлись в недоверие потребителя как нашего, так и западного (конечно, соизмеримо с интернетизацией вообще). Не последнюю роль в этом играет великолепно созданный образ всемогущего и вездесущего хакера. Это то, что касалось потребителей.

Существенные проблемы Интернет-магазинов, на мой взгляд, часто уходят из поля зрения при обсуждении перспектив развития данной сферы услуг. Сначала о проблеме вообще. На мой взгляд, сетевые магазины могли бы развиваться, удовлетворяя потребности людей, не имеющих доступа к товарному изобилию крупных городов. Интернет-магазин в данном случае предлагает потребителю услугу по доставке выбранного им товара. Перспективы доставки товаров крупногабаритных, с ограниченным сроком годности, удаленным потребителям даже не хочется обсуждать. Большую часть победных реляций приходится слушать по поводу продажи книг, кассет и т.п. Интересные и затратные рекламные компании ряда Интернет-магазинов наводят на мысль о масштабности проектов (хотя бы в России).

По роду деятельности приходиться знакомиться с высказываниями отечественных профессионалов электронной торговли, с одной стороны, и их оппонентов (очень напоминающих потребителей), щедро подливающих ложками деготь в картины благополучного развития торговли через Интернет, с другой. Смею вас уверить, что проблемы данной области далеки от разрешения. Оппоненты, не церемонясь в выражениях, обсуждают «друг с другом» время доставки, широту ассортимента, убытки/прибыли тех или иных проектов. Стоит ли тема такого эмоционального накала? Убежден, что нет. Главный довод в пользу того или иного проекта - его жизнеспособность. На мой взгляд, Интернет-магазин практически любой специализации с той или иной степенью может адекватно обслужить потребителей исключительно больших городов. Возьмем конкретный пример - книги. Наименее удовлетворен спрос на литературу в удаленных регионах.

Потребители готовы платить деньги и чаще всего предпочитают в силу сложившихся представлений заказывать книги наложенным платежом. Возьму на себя смелость утверждать об отсутствии в России на данный момент иного способа доставки товаров в отдаленные населенные пункты (а именно туда пока не дотягиваются книготорговцы), кроме почты. Те, кто знаком с работой данной системы у нас в стране, не будет отрицать, что она совершенно не отвечает даже самым скромным требованиям по скорости доставки, сохранности грузов (особенно дорогих), регулярности расчетов.

Таким образом, реально работать в нынешних условиях под силу организациям с отлаженной технологией производства (прием, обработка заказа, упаковка и т.д.) и, самое важное, с определенными объемом деятельности. Объем заказов и небольшие страховые издержки (их возникновение неизбежно в силу воровства, порчи товара, опять же возможности возврата товара покупателем) позволяют держаться на плаву и быть готовыми к столь частым у нас потрясениям вроде неожиданного роста тарифов. Данным условиям, на мой взгляд, отвечают предприятия, наработавшие и развивающие клиентскую базу в масштабах России, а равно как и технологии производства на торговле по каталогам еще до активного роста Интернет-магазинов.

Для подобных организаций Интернет-магазин всего лишь способ донесения информации до потенциальных потребителей, но не более того.

Таким образом, главным (на мой взгляд) барьером на пути серьезного развития Интернет-торговли наряду с небольшой численностью пользователей Сети является отсутствие механизмов, позволяющих реально работать за пределами больших городов. В силу вышеперечисленных причин большая часть уверений об успехах торговли через Интернет представляется плодом творчества PR служб, либо идет от неосведомленности о реальной постановке бизнес-процессов в работе подобных организаций»

Похоже последним из наших сумевших сделать деньги на Интернете стал Promo.ru, вовремя продавший 51% своего бизнеса, возместивший свои вложения и (не будем заглядывать в чужой карман) заработавший на этом. Сейчас Red-Star, один из наиболее крупных инвесторов в зону RU, не получил кредит, и Promo.ru вероятно прекратит свое существование, но у учредителей останутся деньги для создания новой компании и возможной диверсификации бизнеса в такие модные сейчас PR направления.

На мой взгляд, дальнейшее развитие рынка Интернета будет осуществляться не в попытках заработать на Интернет-магазинах, и не в создании Интернет-холдингов, а в обслуживании офф-лайнового бизнеса. В непаханном поле разработки корпоративных сайтов. Начиная с сайтов-буклетов, сайтов-прайс-листов и заканчивая Интернет-биржами (очень слабо у нас представленными), и корпоративными сайтами с возможностями управленческой и финансовой отчетности между удаленными филиалами. То есть, Интернет-студии будут создавать заведомо дотационные (расходные) ресурсы, поддерживаемые из он-лайн, безусловно полезные, но приносящие только опосредованную прибыль.

Сергей Красильников

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]